Какой памятник выбрать на могилу?
Приворот парня на сигарете
Сделаю приворот

Эгрегоры

Эгрегорная защита

 

 

Группа сайтов
Мир чёрной магии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
 

 

Эгрегоры

Всякая система самосовершенствования предполагает изучение и использование адептом определенной концепции, позволяющей предметно моделировать отношения индивидуума со Школой, с Эволюцией, с Планетой, с Мировым Дао, наконец. В разные времена степень конкретизации и детальность прорисовки моделей отношения человека с Незримым Миром были различными.
Вашему вниманию предлагается одна из наиболее разработанных и близких сознанию современного европейца моделей связи человека с Причинным Планом и его Силами и Властями, а именно: концепция надиндивидуальных организмов, или эгрегоров.

Эгрегоры: идея, смысл, модель

... - Док, вы должны согласиться, что наши научные познания всего лишь легкая зыбь на поверхности Тайны...

Пол Андерсен


Эзотеризм издревле рассматривал человека, его место в Мироздании и задачи его существования совершенно иначе, нежели мирские мудрецы. Одной из фундаментальных идей Эзотерической Доктрины является представление об эгрегорах, в разные века выступавшее в разных обликах и под различными наименованиями. Языческие божества, духи-помощники, души предков, незримое воинство и даже Небесная Церковь - за всем этим пестрым рядом ярлыков и вывесок стоит один и тот же модельный конструкт, называемый профессионалами "объединением", "целокупностью", "тонким организмом коллективности", "матрицей сопричастности", кратко же говоря - "эгрегором". Что же это такое? Попробуем разобраться.

Феномен синхронизма

Кто из нас в жизни не встречался с фактом чудесных "совпадений", которые и язык не поворачивается назвать "случайными"? Двое земляков совершенно нежданно-негаданно встречаются у вагона метрополитена в грандиозном муравейнике Москвы - трудно даже математически оценить невероятность этого "случайного" события. Изобретатель озаряется новым решением - и вдруг телепередача тем или иным образом подтверждает правильность его решения, причем в тот же миг. Кто-то пытается что-то вспомнить - и вдруг находит это в заголовке, напечатанном на обрывке валяющейся на тротуаре газеты. Психолог разговорился с клиентом о колоколах, ненароком включил радио - и с удивлением прослушал звон колоколов, "случайно" передававшийся в то же самое время. Многие специалисты от психологии или даже парапсихологии спешат объяснить такие "совпадения" бессознательным отбором фактов (мол, тысячи раз не совпадало, а когда совпало - запомнилось) или даже неосознаваемой локацией людьми друг друга (к примеру, в том же метро). Однако феномен синхронизма (как он был назван исследовавшим его австрийским психологом Юнгом) порой не поддается вовсе никакой мыслимой интерпретации, во всяком случае из известных большинству из нас. Вот пример того, что произошло хотя бы с автором этих строк буквально несколько дней назад (во время размышлений над материалом настоящей работы). Поздно вечером, лежа в номере дома отдыха, прочитал живописный сюжет о том, как на космической базе неожиданно погас свет. Нечасто встречаются такие сюжеты, да и фантастику в руки, да еще лежа, да еще вечером, беру тем более нечасто. Но в момент прочтения и осознания прочитанного мгновенно на минуту погас свет в помещении, а через минуту загорелся вновь. Представьте удивление автора, когда далее по тексту он прочитал, что "Свет возвратился в помещение через минуту и кто-то неуместно пошутил - "Уж не инопланетяне ли похитили энергию?". Самым невероятным оказалось то, что за дверью чей-то голос буквально процитировал эти слова. Волосы слегка зашевелились на голове... Любопытно не только само совпадение как таковое, но и осмысленный характер большинства таких "случайностей" (разумеется, если внимательно к ним относиться и анализировать самым серьезным образом). Специалисты-психологи намеренно учатся использовать такие вот "случайные" знаки в толковании проблем, стоящих перед клиентом, и в поиске путей выхода из тех или иных жизненных тупиков. Создается впечатление строгой целесообразности происходящих то тут, то там "случайных" совпадений, словно кто-то хочет о чем-то поведать и использует для передачи сообщения "язык событий", "письмена знаков", "тексты сообщений", которые без труда прочитываются эзотерически образованным человеком. Как писал Иммануил Кант - "Целесообразность мыслима только посредством отношения предмета к какому-то рассудку как причина". Другими словами, "случайные совпадения", имеющие своей целью что-то сообщить замечающему их человеку, не могут появляться "просто так", они идут "почему-то", а возможно и "откуда-то". Карл-Густав Юнг, посвятивший исследованию феномена синхронизма долгие годы своей жизни, замечал, что в случае "совпадений", смысл которых не менее ясен клиенту, чем и самому психологу, речь идет об особом характере связи между различными явлениями и феноменами. Нам известен только один из способов, а именно причинный. Синхронизм - это если угодно антипод причинности, точнее, его необходимое дополнение. Причинность, по определению, неизменно предполагает разновременность следствия и вызвавшей его причины. Одно из них (для того, чтобы считаться исходным, причинным) непременно должно предшествовать другому. Пусть даже этот временной промежуток ничтожно мал и занимает миллисекунды, но он всегда есть, иначе не имеет смысла говорить о самой причинности. Что-то вроде максим театрального рабочего из "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова: "Утром - деньги, вечером - стулья". В случае синхронизма события воспринимаются как одновременные, словно событийные линии причинно-следственного ряда протекают в параллельных хрональных потоках и лишь в некий миг регистрируются открытым чуду восприятием, причем совпадают по значению и совместно имеют некий общий, целостный смысл. Внешне (с позиции причинного анализа) получается нечто вроде "В огороде - бузина, а в Киеве - дядька". Однако эти синхронически связанные события подобны, похожи друг на друга и при попытке их истолкования имеют единый смысловой эквивалент, расшифровка конкретного содержания которого производится профессионалом, но предчувствие которого осеняет любого человека, столкнувшегося с фактом синхронного совпадения. Вот эта-то осмысленность синхронизированных событий и вызывает ощущение встречи с волшебством, с чудом. Но это - вовсе не сказка и никакая не иллюзия. Напротив, профессионалы в самых различных областях давно и сознательно используют феномен синхронизма в практике. Многие замечательные специалисты порой откровенно суеверны. Никакого "мракобесия" тут нет - просто приметы и событийные знаки действительно помогают предвидеть ход развития ситуации и, получив предупреждение, вовремя скорректировать положение дел. Саперы, разведчики, каскадеры и гонщики существенно доверяют собственной интуиции, а потому для них факты синхронизма - рабочий материал, а не басни и придурь суеверных старух. Что-то вроде каркающей вороны, предупредившей Дона Хуана, как это описано у Карлоса Кастанеды. Прекрасный образчик профессионального использования феномена синхронизма являет так называемый "закон парных случаев", известный и травматологам, и хирургам, и сотрудникам внутренних дел. Он гласит: "Если произошел необычный случай, смотри "в оба" - вне связи с ним где-то непременно возникнет, как минимум, еще один похожий". Практика подтверждает реальность существование такой зависимости между совершенно не связанными друг с другом событийными линиями. Ну какая связь может быть между двумя детьми, почти одновременно поступившими в хирургическое отделение, которые поранились почти похожими дедовскими кортиками. Не так уж много у сегодняшних детей этих самых кортиков, да и пораниться им еще нужно умудриться. Психоаналитики, исследующие субъективные пространства своих пациентов и работающие с огромным информационным массивом сведений о внутреннем, об интимных переживаниях людей, сталкиваются с феноменом синхронизма практически на каждом шагу. Я уже не говорю об астрологах, превративших факты синхронизма в основание своей профессиональной деятельности: математический прогноз движений планет позволяет прогнозировать (причем с поразительной точностью) целые событийные пласты в жизни на Земле, причем и с конкретным человеком, и с планетой в целом. И никуда от этого синхронизма не деться! Как говорится - "Из песни слова не выкинешь!" Выход был найден тысячи лет назад и был сформулирован в концепции эгрегоров. Эта модель предполагает управление синхронизированными событиями со стороны некоей информационно-полевой (незримой, но разумной) надсистемой, существующей в проникающем сквозь мир вещей, пронизывающем всех нас незримом (тонком) мире. Не то компьютеры, не то боги. Причинная связь явлений постигаема без труда - нужно лишь старательно зафиксировать временную разделенность событий и попытаться связать их в единую логическую цепь. Факты синхронизма неизменно вызывают ощущение таинства, чудесного свершения некоего волшебства, а потому к ним следует подходить особенным образом. Впрочем, и интерпретирующая их модель эгрегора лишь кажется понятной и простой. Чем дальше мы будем с ней разбираться, тем более таинственной и загадочной она будет представляться нашему взору, попутно, правда, разъясняя нам многое из того, над чем мы никогда не задумывались, но что само по себе таинственно и непонятно в глубочайшем смысле слова. Итак, "случайные совпадения" не просто не "случайны", но представляют собой некое сообщение, посылаемое целенаправленно и с точным указанием адреса - тому или иному человеку. Возможно, существует некая разумная инстанция, ведающая всей этой "незримой почтой". Что она собой представляет? Как ее можно понять в физическом плане?

Идеи витают в воздухе

Один из способов описания эгрегоров заключается в представлении их некими конгломератами психических излучений людей, мыслящих сходным образом на одну и ту же тему. Идея проста: резонанс подобных мысленных энергий как бы "притягивает" их друг к другу, и со временем создается могучая психоэнергосистема, способная к самостоятельному существованию и активно влияющая на земную жизнь своих же собственных создателей. Подобным образом описывает эгрегоры русский историософ и поэт Даниил Андреев в своем эпохальном трактате "Роза Мира": "Эгрегоры - иноматериальные образования, возникающие из некоторых психических выделений человечества над большими коллективами: племенами, государствами, некоторыми партиями и религиозными обществами". Аналогичным образом описываются эгрегоры в известной до октябрьского переворота "Энциклопедии оккультизма", принадлежащей перу популярного в кругах профессионалов Г.О. Мебеса: "Представьте себе, что разумный, способный к могучему сосредоточению человек мыслит хорошую идею, облекая ее в определенную форму. Он находит единомышленников, уславливается с ними относительно формы идеи и, таким образом, создается коллективность людей, мыслящих общую идею в общей же форме. Эти люди как бы обводят каждый карандашами контуры одной и той же фигуры, утолщая эти контуры и делая их более заметными. Общая идея этих людей облекается в астросом, называемый эгрегором коллективности. Эгрегор этот, как и всякий астросом, хранит, восстанавливает и побуждает к активности и самосохранению физическое тело коллективности, т.е. совокупность физических ресурсов ее членов, имеющих применение в области реализации ее идеи. Например, эгрегор благотворительного общества будет побуждать его членов к пожертвованиям и работе, способствовать увеличению контингента самих членов, замене выбывших новыми и т.п. Эгрегоры коллективностей, враждебных между собой в физическом плане, сражаются и в плане астральном. Если в физическом плане враги данной коллективности разрушают физические тела ее членов, то астросомы последних усиливают эгрегор в астральном плане. Вспомним по этому случаю гонения от иудеев и язычников на адептов христианства и епископального эгрегора, окончившегося торжеством последнего. Таким образом, если учитывать существование психоэнергетического (кроме письменного, речевого и невербально-мимического) пласта общения, то становится ясным, что при подобии мыслей и сходства чувств по отношению к вполне определенным предметам психоизлучения способны самоорганизовываться и в дальнейшем направлять (разумеется, практически бесконтрольно для неосознающих это людей) само поведение породивших их индивидуумов. Человек страстно мыслит, неистово переживает, концентрирует мысль на идеалах и устремляется к "светлому будущему" - в результате порожденные беснующимися толпами коммунистический (или, скажем, фашистский) эгрегор "берет власть в свои руки" и начинает диктовать свою волю миллионам зависимых от него людей (разумеется, внушая определенные идеи не только им самим, но и генеральному секретарю, или, скажем, дуче, который доведет приказы до сознания каждого, если даже они того не захотят сами). Мысль напряжена, вращаются чакры, источая энергии в пространство, пламенеет аура страстно мыслящего человека. В итоге же в пространстве схожие энергии встречают одна другую и сливаются воедино, принимая в себя все новых и новых "сестер", час от часу становясь сильнее и сильнее. Итак, эгрегор может быть представлен как живой конгломерат психоизлучений. Тогда и Тонкий Мир глазами ученого современного типа может быть осмыслен как океан самоорганизующихся психоэнергий - потоков, излученных мыслящим веществом мозга, но и воздействующим на него, а порой прямо порождающих его самое. Как тут не вспомнить строки из монографии "На пути к сверхчеловечеству" Сатпрема: "Все тайны очень просты, потому что Истина проста, это самая простая вещь в мире, именно поэтому мы ее не замечаем".

Коллективное бессознательное

Незримый Мир явлен каждому из нас в факте существования бессознательной психики. Всякий способен осмыслить реальность постоянного присутствия Незримого в своей жизни и факт Его непрерывного влияния на наши оценки, восприятия и действия. Но почему-то мы этого не делаем. Оно и понятно - Незримому проще работать с ничего не ведающими о Нем людьми, нежели позволить им своим осознаванием вмешиваться в Его планы. Правда, так мыслит одна из половин Незримого. Другая заставляет писать эту самую статью... Откуда берутся идеи? Куда уходят воспоминания после того, как мы переносим внимание на новые проблемы и на время "откладываем" зафиксированное в памяти "в сторону"? Куда именно оно "откладывается"? И где оно существует, пока его нет в нашем собственном поле сознания? Как существуют (живут, взаимодействуют и развиваются) идеи и мнения в нас самих? И где это "там, в бессознательной психике" - глубина, высота или даль? И чем они там занимаются, в темноте бессознательного, мои собственные (или не мои вовсе) мысли, переживания и комплексы? Можно и не воспринимать их таковыми, раз советуют это ученые (мол, не персонифицируйте собственные свойства и т.п.), но ведь я веду диалог с собственными мнениями и субъективно воспринимаю их именно как самоактивных живых сущностей, способных в случае чего подсластиться, а если нужно, готовых и защищать себя! Этот бессознательный пласт моего личного существования незрим, неосязаем, а многие его отделы и пространства и вовсе недосягаемы для моего сознательного изыскания (если только не раздобыть ЛСД-25 или "травки"). Но он постоянно заявляет о своих правах на управление мною самим совершенно определенно и решительно, да и вообще (если быть до конца честным) именно этот Незримый Мир и определяет всю мою жизнь, повседневные реакции и даже новые важные, ответственные действия (правда, последнее выясняется лишь с годами, в зависимости от моего собственного взросления и нравственного созревания). Так что же он такое - этот Незримый Мир, Царство Всесознательного, Порождающая смыслы и мысли Тьма? Слишком многое в моей жизни зависит от его велений и давлений, чтобы я мог запросто отказаться от изучения глубин и не попытался понять устройство этого скрытого механизма моей собственной (да и не моей только) души! Помимо индивидуального, личного бессознательного (аккумулирующего личные воспоминания, страхи далекого детства и тайные мечтания, на время уходящие в темные глубины неосознаваемой психики), Карл-Густав Юнг выделял в каждом из людей особую сферу, принадлежащую коллективному бессознательному. Речь идет о своего рода канале, обеспечивающем более или менее свободный доступ к таинственным пластам общего для всех людей коллективного бессознательного континуума, который связывает нас всех друг с другом и позволяет реально (а не метафорически) ощущать единство и целостность сообществ (семьи, народа, человечества). Человек представляет собой нечто вроде айсберга, верхушка которого ассоциируется с осознаваемой сферой психики, подводная часть - с индивидуальным подсознанием. Но он непременно погружен в единый Океан Организованной Психоэнергии, связующий между собой все отдельные человеческие (и не только человеческие) индивидуальности и содержащий всех их в себе самом. Этот единый Океан Силы и Могущества практически не осознается, однако это не мешает ему существовать в тех или иных косвенно выплывающих на поверхность человеческой жизни формах (в снах, мифах или творческих творениях мастеров). В глубочайшем гипнотическом трансе человек вдруг начинает говорить на доселе неведомом ему древнем (давно уже забытом даже большинством специалистов) языке давно исчезнувшего с лика Земли народа. Кто-то в молитвенном экстазе озаряется откровениями, до которых ему самому додуматься не позволил бы собственный ограниченный кругозор и невысокий культурный уровень. Очень часто человек принимает мысленные излучения, посылаемые не только находящимися на другом конце земли сопланетниками, но и из иных времен и даже пространств, что определяется по некоей чарующей странности воспринимаемых посланий. Часто человек видит не свои сны и воспоминает то, чего лично он никогда не забывал (например, порядок расположения изображений в иконостасе церкви, которую он никогда и в глаза-то не видывал!). Паранормальные феномены и всевозможные "странности", тысячами отмечаемые и документально фиксируемые психологами и социологами, приносят человечеству весть о реальности жизни некоего Коллективного Бессознательного, с которым так или иначе связан каждый из нас, но управлять которым силенок не у каждого хватает - скорее, оно управляет нами (причем не только каждым в отдельности, но и целыми народами и суперэтносами как едиными организмами). Гипотеза сохранения памяти прошлого в генетическом фонде индивидуума никуда не годится при ближайшем рассмотрении. Ну как можно себе представить фиксацию в структурах генных макромолекул сведений о древнем языке, да еще с интонационными нюансами да тогдашними нецензурными словами. Намного естественнее предположить существование некоего "психоэнергетического компьютера", с которым человек благодаря особенным качествам своего мозгового аппарата способен связаться, послать запрос и получить содержательный ответ. В критических же состояниях запрос посылается сам, вследствие элементарного сбоя в системе связи, а потому ответ оказывается столь неожиданным и напоминает не то чудо, не то симптомы острой шизофрении. "Первооткрыватель" коллективного бессознательного К.-Г. Юнг вполне определенно связывал вопросы синхронизма, бессознательного (в единстве внешнего и внутреннего) с понятием психоэнергии. Так что дополнение психоанализа данными современной парапсихологии (речь идет об изучении психоизлучений мозга и дистантной связи между людьми) подтверждает реальность существования субъективных пространств и населяющих их смысловых самоактивных конгломератов мыслей и чувств, то бишь эгрегоров. И то, что связи эти большинством людей практически не осознаются, во всяком случае в повседневном существовании, вовсе не отрицает реальности существования организованного коллективного бессознательного. Эксперименты и зарегистрированные феномены паранормальных явлений человеческой психики однозначно подтверждают - все люди связаны в единую систему, нити эти всепроникающи и вездесущи, и эта система не может не быть живой и разумной, поскольку все составляющие ее "клетки", т.е. люди, отмечены (правда, в различной степени) печатью разума. Сегодня стало почти банально говорить о психосфере - океане живых энергий, энергий живущих и самодействующих, подспудно творящих реалии земной жизни. Но мало кто реально пытался представить этот океан в собственном воображении, этот пласт самосознающего бытия, с которого управляется и наша земная, бренная жизнь. Развивается сознание человечества, развиваются и представления о коллективном бессознательном. На смену Юнгианским моделям пришли модели Грофа и Подводного; структуры межличностных связей, представленных на неосознаваемых "этажах" нашей психики, конкретизируются, детали строения эгрегоров все более уточняются. Только вот сами люди, призванные все это осознать и использовать в регуляции собственной жизни, до сих пор искренне убеждены, что никакого такого подсознания нет и в помине и что все в их жизни целиком и полностью определяется исключительно подвластными их самоконтролю мыслями, чувствами и оценками. Коллективное бессознательное - это не "суп из мозговых излучений" (как его в разговоре как-то определил один "знаток"), в котором плавают "фрикадельки" индивидуальных сознаний. Более точна была бы прямая аналогия с организмом, составленным из отдельных клеточек, живых и согласующих свои жизнедеятельности - разные, но дополняющие одна другую. Люди с их индивидуальным бессознательным могут быть уподоблены клеткам, омываемым межтканевой жизнью и кровью, несущей питание и кислород (энергия и информация). Но вся эта межклеточная среда (коллективное бессознательное) вовсе не хаотична, хотя невежде и кажется таковой, она является упорядоченным (хотя и тончайшим образом) участком более масштабного, чем отдельный человек со всем его многообразным содержанием, органического целого (к примеру, этноса как организма, или единого человечества как живого самосознающего целого). И в этом коллективном бессознательном существуют различные "этажи", разные "пласты" и "уровни", своего рода "органы" и "ткани", осознать которые до конца (а значит получить управление, контроль над ними) способен лишь гений в прямом и предельно ясном смысле этого высокого слова. Таковыми, кстати сказать, в известной нам (официальной) истории человечества являлись Будда, Конфуций и, к примеру, Моисей. Тысячи же других подобных им "держателей мира" остались (по вполне определенным причинам) за полями страниц школьных учебников истории...

Эгрегор как организм

Так что же такое - эгрегор? В некотором наиболее общем смысле эгрегоры представляют собой операциональные системы единого компьютерного организма планетарной психосферы (научный эквивалент Планетарного Логоса - Личного Господа Земли, породившего все в ее пределах и управляющего ею испокон веков). Этот эгрегор является самодействующей единицей, т.е. субъектом, индивидуумом, однако по отношению к человеку это некий психоэнергетический сверхорганизм, объять который мыслью и представлением не так уж легко. А мозг самого человека представляет собой некоторое приемо-передающее устройство, в любой момент позволяющее войти в контакт, передать и получить необходимое у определенного эгрегора (как сотрудника, как собеседника, как слуги или как хозяина). Материально-вещественный аналог эгрегора - современная межбанковская компьютерная сеть (разумеется, со всеми клерками, помещениями и наличными деньгами - как единая система) либо телефонная станция Нью-Йорка (естественно, со всеми массивами содержательных интонационных деталей всевозможных переговоров и самими абонентами как физическими лицами). Еще один пример - компьютерная система координации движения электропоездов и тепловозов по всей стране (само собой - со всеми грузами, машинистами, стрелочниками, пассажирами и думающими о них родственниками). Авессалом Подводный определяет эгрегор как "... единый развивающийся объект в Тонком Мире, соответствующий той или иной группе людей или определенной идее" ("Возвращенный оккультизм, или повесть о Тонкой Семерке"). По-видимому, понятие эгрегора разумнее всего определить еще "круче", точнее, шире - реальные эгрегоры (не как модельный конструкт, а как живые организмы социальной реальности) включают в себя как глобальные координационные информационные структуры, так и всю совокупность связанных с ними "материально-вещественных носителей" (людей и вещей), которые в конечном счете тоже являются уплотненными кристаллами телесного вещества самого эгрегора. Хотя при этом разумно выделять "душу" (собственно информационный организм) и "тело" (вещественные структуры) самого эгрегора. Тут уж вопрос из области методологии. Человек есть модельный синтез системных (собственно человеческих), подсистемных (органных и тканевых) и метасистемных (в частности, эгрегоры) качеств и отношений. И если современные ученые позволяют себе рассматривать Землю как живой и самосознающий организм, если многие биофизики вполне серьезно обсуждают возможность исследования самосознания живых клеток, то что мешает нам принять разумность надындивидуальных (эгрегорных) систем, важнейшим элементом которых является сам Человек Разумный! Эгрегорная модель есть ни что иное, как механизм организмического, живого и целостного описания закономерного характера включенности человека, его действий и слагаемой ими судьбы в разумно-организованную жизнь надындивидуального целого, организма более высокого порядка, нежели сам человек. Что ж тут удивительного? Неужели мы всерьез считали себя венцом или (не приведи Господь!) концом Творческой Эволюции!? Кстати, по данным А.Н. Зеленина (1992), в июне 1981 года в докладе, подготовленном учеными для комитета по науке и технике палаты представителей конгресса США, указывалось, что последние эксперименты "... дают основание предположить, что существует некая "взаимосвязь" мозга одного человека с мозгом других людей и с материей... что человеческий разум, возможно, в состоянии получать информацию независимо от географии и времени". Далее в докладе делается вывод, что "всеобщее осознание степени взаимосвязанности мозга разных людей может иметь далеко идущие социально-политические последствия как для нашей страны, так и для всего мира". Как "говорят"... сами эгрегоры - "Сапиенти сат!" - что в вольном переводе на русский означает "Умному - достаточно!"

Как они выглядят, эти эгрегоры?

По-видимому, по-разному, впрочем, как и все в этом живом и беспредельно многообразном мире. На память приходят старые английские стишки, переведенные Маршаком: "Из чего сделаны мальчики...". Элементы связаны как буквы в единой книге, как знаки препинания в тексте, - связаны с автором монографии, с прототипами, с множеством не слишком случайных ассоциаций, время от времени возникавших в сознании писателя в процессе обдумывания и написания книги. Как выглядит эгрегор танкового полка? Танки, ангары, кабинет командира роты и оружейная, а еще письма солдат домой, а еще "заначка" в кармане замполита, а еще... и многое-многое другое. Совсем иначе выглядит единый эгрегор современного предпринимателя - факсы, кредиторы, документы, сотни форм и содержаний, компьютеры, склады и коммерческие магазины, деловой кейс и красивая авторучка, а еще мысли, мысли, мысли. А как выглядит современная политическая партия, если ее рассматривать как единый организм? Ответ ясен - "Смотря какая партия". Порой почти как в эпиграфе к Радищевскому "Путешествию из Петербурга в Москву" - "обло, огромно и лайяй". Тот же монстр, особенно если это партия фашистов или, не дай Бог, "красно-коричневых". Мы попросту никогда не трудимся мыслью - никогда на задумываемся над сосуществующими с нами надындивидуальными организмами. А ведь они совершенно реальны, во всяком случае, не менее, чем мы с вами. И не только реально, но порой и весьма активно управляют нашей с вами жизнью, самосознающи и во многом даже свободны в выборе той или иной стратегии поведения в нашем (или все-таки в их собственном?) мире. Постойте над бурлящим муравейником или над полными озабоченных пчелок ульями и подумайте: сборище отдельных насекомых или единый целостный организм, каждая клеточка которого только кажется отдельным существом... Итак, тема медитаций на тему "эгрегоры и мы" более чем ясна: аналогия клеточки и единого организма (хотя бы на примере организма самого человека: есть мозг, есть кровеносные сосуды, есть органы, вырабатывающие защитные лимфоциты, есть запасники жировой ткани). У всякого элемента - своя функция, и в пределах выполнения этой задачи элемент (относительно) свободен. Но все согласованно движется во благо исполнения самого акта самостоятельного бытия Единого Целого. Эгрегор - это не есть нечто эфемерное. Человек и "мозговой центр" эгрегора сообщаются аналогично периферийному нейрону и мозговым центрам. Но для существования такой "нервной системы" обязательно необходима целая совокупность других тканей, необходим некоторый функциональный контекст, и у всего этого организма, несомненно, наличествуют свои цели, свои методы и свои критерии успеха собственного существования. То есть эгрегор, составляющие его люди и связанная материально-энергетическая жизненная среда образуют реальный организм, функционально-целостный, конкретный, единый, разумный. Человек же включается в эту Целостность в зависимости от своего нравственно-эволюционного уровня на правах вассала либо на правах равноправного сотрудника, а то и друга - и творит волю свою наряду с волей эгрегора. В чем-то люди подотчетны и подвластны эгрегорам, в чем-то - наоборот. Но об этом - после... Таким образом, эгрегоры вовсе не бестелесны. Их физическое тело представлено совокупностью тел людей, вещей и чего угодно, если таковое входит в их состав (к примеру, эгрегор колхоза непременно будет включать в себя всех буренок - и "рекордсменок", и "аутсайдеров"). Но помимо этого "телесного" компонента, есть нечто такое, что понять почти невозможно (стоя на "просто человеческом" уровне развития сознания) - точно так же совокупный организм человека, с точки зрения слагающих его тело клеток, просто одна крупная, могучая такая Клетка, и ничего более. А эта Клетка еще и на работу ходит, и за юбками увивается... Возможен ли диалог эгрегора с человеком? Не просто возможен - жизненно необходим им обоим! Человек, кстати, тоже обязан беседовать со своими собственными органами и клетками, советоваться, как ему лучше позаботиться о них, чего они хотят и вообще - как у них "там" жизнь. С печенью тоже можно поговорить, даже попросить "не болеть" - она слушается. Можно и не разговаривать, вообще не думать о нуждах собственного тела. Но когда оно заболеет и "развинтится" вконец - тогда уж нечего "пить "Боржоми"! Эгрегор, разумеется, на порядки сложнее человека, он включает в свое существо не только множество людей, но и массивы вещей, и эфирно-информационные структуры Пространства. Порой власть эгрегоров простирается далеко за пределы данного региона, а влияние может оказываться ими даже на людей, находящихся и вовсе на другом континенте. Поэтому и связь человека с эгрегором должна быть тонкая, вежливая, нежная и аккуратная. Кстати, это возможно, к примеру, в системах "автомобиль-водитель" (последние просто не говорят о фактах психомеханического взаимодействия, когда разругался на свой драндулет - он и вовсе перестал ездить, - боятся, что упрячут в "психушку", ведь большинство сограждан не так наблюдательны, как профессионалы, еще сочтут "тронувшимися"!). Одним словом, как говаривали китайцы, "у всякой вещи - свой Дао", это и путь, это и линия жизни, это и целостное окружение как продолжение собственного тела, это и определенные жизненные программы. Очень подобны друг другу понятия "Дао" и "Эгрегор", что вполне естественно, ибо Учение Лао-цзы было социальным вариантом Древнего Эзотеризма, лишь часть которого было позволено открыть Мудрецу, да и то для избранных. Все Дао едины и целостны, и все они сливаются в Великом Дао. Но все эти Дао - не математическая линия, не формализм и не воображаемый вектор. Это - Эгрегоры, конкретные, многосоставные, живые и разумные! В свете этого, поверьте, стоит внимательно перечитать трактат Лао-цзы.

Нужна ли нам эта странная модель?

По личному опыту знаю, что более всего сражаются с необходимостью признания эгрегорной концепции люди недалекие либо своекорыстные, т.е. те, для кого признание собственной зависимости или, не приведи Господи, необходимости ответить - рано или поздно - за каждый свой поступок, - как нож к горлу. Сама же концепция современному человеку не только понятна, но и приятна, ибо вносит осмысленность во многое наболевшее и набившее оскомину своей "неразрешимостью"... Я глубоко убежден, что отрицать сам факт существования эгрегоров просто бессмысленно - нужно не спорить с пеной у рта, а просто повнимательнее, почетче присмотреться к окружающей жизни и к закономерной синхронистической связи внешних явлений с фактами внутренней жизни. И тогда эгрегоры просто и естественно сами войдут в сознание созерцающего, без сопротивления, и "наведут порядок" в его мятущемся сознании.
Движенья нет, сказал мудрец брадатый, Другой смолчал и стал пред ним ходить. А.С. Пушкин
Можно ли обойтись в сегодняшнем многосложном и, честно говоря, запутанном и кажущемся таким хаотическим, мире без эгрегорной модели? Не думаю. "Страусиная политика" до добра не доведет. Эгрегорная модель очень точно отражает наблюдаемую реальность, отказ же от видения, в лучшем случае, "вознаграждается" синяками на лбу, а в худшем - переломанными ногами (конечно, не только в переносном смысле). Если доселе большая часть населения планеты и обходилась без знания об эгрегорах, то и добра-то особенно не видывали. Невежество (читай: отсутствие адекватных реальности моделей описания и следующее из него неумение адекватно управлять событиями) - корень и причина всех человеческих страданий, да и страданий задыхающейся от грязи планеты. Можно сказать, что для сегодняшних землян модель эгрегоров - это система ориентации в то там, то тут проявляющемся Тонком Мире. Настало время осознания присутствия на Земле Незримого Плана Бытия, и эгрегорная модель - один из необходимых путей адаптации человеческого сознания к реальности Высшего Мира! По сути дела, эгрегор - это модель целостностей метасистемного (надындивидуального) порядка, и не формальных только (как "коллективы", состоящие только из людей и организуемые якобы лишь в головах лидеров), но именно реальных (состоящих из людей плюс психоэнергетический конгломерат плюс материально-вещественное "приданое"). К тому же, сколь прекрасны следствия эгрегорной теории - отказ от воинствующего безбожия и человеческой гордыни, переход от механистического к целостно-холистическому (по сути дела магическому) восприятию мира и возможность использования знаков внешних событий для анализа внутренних программ бессознательного и синтеза внешней реальности посредством изменения своего внутреннего состояния. Ведь это фактически новая социальная реальность! Это не сказка, это наш конкретный завтрашний день. Но первый шаг к его приходу должен сделать каждый из нас сегодня - и непременно сам, свободно и легко! Что с того, что современные медики назовут предлагаемую модель "игрушкой для параноика"! Вообще, современные люди все критичнее и осторожнее относятся к мнениям "официальных" ученых: "Можно сказать, что претензия научной картины мира быть единственно возможным образом "реальности в себе" обоснована не более, чем, допустим, претензия карикатуриста, тоже ведь объективно стремящегося к узнаваемому изображению объекта, хотя и добивающегося этой узнаваемости заострением одних черт изображаемого при игнорировании других. Разница лишь в том, что карикатурист делает акцент на уникальном в ущерб универсальному, в то время как ученый - на универсальном в ущерб уникальному. Но и карикатура, и наука, и художественная литература, и публицистика, и музыка и т.д. - все это равноправные и, скорее всего, взаимодополняющие традиции описания мира..." (А. Али-Заде). Сегодня действительно настало время Большого Откровения, по масштабам и неожиданности сравнимому разве что с сюжетами произведений А. и Б. Стругацких "Гадкие лебеди", "За миллиард лет до конца света" и "Волны гасят ветер". Взять хотя бы все последние кинокартины Андрея Тарковского - в них сквозит то же предчувствие реальности иного уровня, существ близких, но совершенно иного масштаба и характера, с которыми мы давно уже сосуществуем, но просто не знаем их в лицо. А пора бы! Очень важное место в процессе осознавания человечеством эгрегоров занимает создание научно-популярных и научно-фантастических произведений, адаптирующих сознание людей к новой реальности. Это - создание нового языка, в рамках которого существование эгрегоров было не просто возможным, но и единственно верным выходом из паутины общечеловеческих проблем и противоречий. Пример напрашивается сам собой. Без правил и приемов современной математики процесс расчета траектории полета снаряда или, скажем, спутника, был бы почти невозможен. Без соответствующих формул и математических моделей расчет был бы фантастически трудоемок и неэффективен, к примеру, для своевременной коррекции полета тела. Так без современной системы нотной записи открытие контрапункта также было бы принципиально затруднено, как впрочем, и многих иных музыкальных правил и закономерностей. Точно так же и язык эгрегорики является незаменимым инструментом анализа живой реальности существования человека в контексте связанных с ним (точнее, включающих их в себя на правах подсистем) сообществ и коллективностей (читай: эгрегоров). Само по себе введение термина "эгрегор" и осознание его надсистемного положения в эволюционном ряду по сравнению с местом Гомо Сапиенс значительно упрощает восприятие сложных явлений и облегчает разрешение проблем, связанных с контактами с теми или иными эгрегориальными организмами. Естественно, эгрегор - это модель описания реальности. Но эта "модель" не менее правдоподобна, чем каждый из нас. Ведь и человек есть группа особым образом взаимодействующих живых клеток, самостоятельных (разумеется, в строго определенных границах) сами по себе. Так и человек, вроде бы свободный, четко и конкретно зависит от более масштабно организованной (органической, организмической) системы, от связей с которой он отделим вполне разве что лишь в собственном (да и то нездоровом) воображении. Куда нам друг без друга! Семья, народ, творческий коллектив - что значит человек без этого! Да, модель эгрегора весьма непривычна. Но она вполне оправдывает себя, помогая непрестанно задумываться над смыслами происходящего и целью творимого, учиться думать об интересах других людей (и не только людей) да и вообще учит жить бережнее, вежливее и аккуратнее. Дело-то не в самой модели и даже не в интерпретации посредством ее механизмов тех или иных исторических или социально-психологических процессов. Главное, чему учится неофит по мере усвоения истин об эгрегорах, - это живому, интимно-личностному диалогу с не менее живыми, чем он сам, целостностями. Он учится балансировать собственные интересы и цель эгрегора, и проверять, что из этого получается, исправлять промахи и интенсифицировать процесс согласного творчества. Кстати, именно ради обучения искусству балансирования интересами многих эгрегоров и предполагалась обязательная стадия "домохозяина", как она описана в той же Веданте. Человек должен был научиться в процессе упорядочения быта "рулить" эгрегорами, - это умение должно было быть освоено до того, как подвижник по мере посвящения включался в сверхмощные общесоциальные (и даже общепланетарные) каналы Эволюционных Эгрегоров. Потому-то порой так слабы и жалки сегодняшние "мистики да маги", не могущие разобраться и наладить отношения со своей семьей да и начальством, не могущие заработать на кусок хлеба для своих родных и обеспечить самих себя хотя бы минимумом средств! Слушать голос интуиции, непрерывно заботиться не о себе, учиться анализировать звучащие в собственных глубинах "внутренние голоса" (не путать тончайшие наития интуитивных озарений с голосами в голове больного человека!) и, главное, при этом оставаться радующимся жизни и вполне свободным работником Эволюции, терпеливо совершенствующимся и получающим все более сложные и ответственные задания Мироздания, - таковы главные задачи обучения неофита прикладной эгрегорике! И без такой многосложной - и в то же время простой и понятной! - практики интуитивирования, слушания интимных голосов Незримого Мира и служения тем, кто вне тебя, но часть коих и есть ты сам, - не может быть и речи о созревании и становлении Посвященного. "Умеешь ли ты учиться?", "Умеешь ли ты трудиться в поте лица своего?" и, наконец, "Соответствуешь ли ты Дао?" - таковы три вопроса на пути к Храму, в котором ученика ожидали подлинные Таинства Жизни и откуда начиналась тропа к участию в управлении Эволюцией!

Кто во что верует...

Многих, столкнувшихся с модельными конструкциями эзотерической эгрегорики, она не устраивает прежде всего в силу, как принято выражаться, ее "квазирелигиозного" характера. (Кстати сказать, священники многих конфессий критикуют эти модели как раз за их "квазинаучный", "обмирщенный" характер!). Мы считаем, это отговорка, а не аргумент. Явление есть явление. Феномен есть феномен. В своей полноте и цельности факт жизни Мироздания стоит вне классификаций способов познания и равно доступен для каждого из них (в зависимости от таланта того или иного конкретного исследователя). И быть этому феномену предметом религиозного культа, научно-эмпирического исследования или объектом художественного описания - тут уж решает сам человек (в соответствии с поставленными целями и в зависимости от избранной позиции отношения к миру и себе). Взять хотя бы тот же восход Солнца ранним утром. Поклонник Сурьи упадет на колени, помолится и после совершит в пылу религиозного вдохновения Сурья-Намаскар. Астроном примется за фиксацию количества и размеров хромосферных пятен, а рука художника просто потянется к кисти как бы сама собой. И все они будут совершенно правы... в собственном творческом контексте. И было бы глупо одному выслушивать обвинения в ненаучности (нерелигиозности, неадекватности и т.п.) от двух других! Что касается "доказуемости" и "обоснованности" концепции эгрегоров как системы описания реальных фактов бытия, то позволим себе привести отрывок из монографии Г.Г. Майорова "Формирование средневековой философии", в которой пространно и предельно ясно излагается концепция Климента Александрийского о взаимоотношении и взаимосоответствии актов веры и знания (точнее, доверия и допущения возможности познавания, с одной стороны, и самого акта рационального восприятия предмета исследования): "...Акт веры вообще является неотъемлемой частью познавательной процедуры; в любом знании содержится элемент веры; вера и знание неразрывно связаны. Если мы возьмем, например, дедуктивное доказательство, которое лежит в основе всего теоретического знания, то легко убедимся, что оно немыслимо без допущения чего-то недоказуемого и принимаемого просто на веру. Если бы все положения необходимо было доказывать, то ни одно доказательство не только не имело бы конца, но и не опиралось бы ни на что твердое. Поэтому рассуждающий логически всегда полагает в основание своего рассуждения нечто предшествующее доказательству, будь то самоочевидное положение интуиции, гипотеза или мнение авторитета. Во всех этих случаях... рассуждающий производит акт веры; в случае интуиции он верит самому себе, т.е. безошибочности своего внутреннего опыта; в случае гипотезы он верит в истинность предположения и стремится оправдать эту веру самим доказательством. Наконец, опираясь в доказательстве на авторитет других, человек верит мнениям других. От этой "дискурсивной веры", т.е. от того, что мы примем за недоказуемые предпосылки рассуждения, зависит достоверность самого познания, так же, как прочность здания зависит от прочности его фундамента. Поскольку же при формальной верности доказательства истинность выводов целиком и полностью зависит от истинности посылок, а первые посылки полного доказательства суть основанные на вере... постольку... вера не только первее знания, но и критерий его. Без веры нет знания. Правда, и вера без знания есть не более как фундамент без здания. Поэтому правильнее говорить не о подчинении, а о единстве веры и знания, которое подобно единству слова внутреннего и слова произнесенного, где внутреннее слово - вера раскрывается через слово выраженное - знание. Наконец, вера и знание есть лишь разные человеческие проявления одной и той же универсальной силы, пронизывающей мир, - силы разумности. Причем вера как нечто более первоначальное оказывается одновременно и более фундаментальным (она - основание), и более элементарным (она лишь начало и первый шаг) проявлением разумности, так что в этом смысле знание, хотя и зависит от веры, но выше веры". Модель эгрегоров находится внутри сферы эзотерического видения, которое само по себе является синтетической дисциплиной, сочетающей и алхимически синтезирующей в своем методе рациональный, эстетический и духовно-мистический способы взаимодействия с миром. И всякий человек имеет право взглянуть на этот вопрос сквозь нравящиеся ему лично очки субъективного восприятия, используя научный подход, эстетические критерии или опираясь на те или иные религиозные догматы. Но здесь уже речь идет о вкусе либо о соответствии подхода задачам конкретного исследования. Самим эгрегорам почти безразлично, как рассматривают их люди. Впрочем, возможно и не столь уж безразлично, как это кажется на первый взгляд. Итак, к восприятию эгрегора как реального феномена каждый подойдет по-разному, по-своему - ученый, художник, мистик. Что же касается принятого в нашей пост-советской культуре разделения мыслящих людей (речь, сами понимаете, идет только о них!) на "идеалистов" и "материалистов", то в данном случае мы имеем дело не с разделением философий как способов углубленной саморефлексии и даже не с делением различных психологий (замечено, что большинство идеалистов все же в целом культурнее и образованнее приверженцев материалистической доктрины). Это разделение коренится в различии этических стилей, если угодно в несходстве мифологических ракурсов - в основе выбора лежит та или иная нравственная позиция человека, вынуждающая так или иначе относиться к миру, лежащему как вовне, так и внутри данного человека. В одной из своих работ академик А.Ф. Лосев писал о том, что идеалистами принято называть тех, кто видит этот мир полным живых и разумных Сил, согласно устремляющих все сущее ко все большему совершенству. Материалисты же по какой-то весьма странной (если не определить ее резче) душевной склонности ко всему мертвому и бездушному, представляют этот мир как хаотическую мешанину бездумных, пыльных частичек, анархичных и своевольных сами по себе, влекомых слепыми же механическими силами принуждения и насилия к неотвратимой смерти и окончательному распаду всего, что пока еще "случайно" оказалось в этом мире прекрасным, мудрым и живым, сознательным и светлым. Со своей стороны, я глубоко убежден в том, что разделение на "идеалистов" и "материалистов" существенно устарело. По-видимому, уместнее было бы разделить всех на реалистов (полагающихся на собственный здравый смысл и опыт и открытых новизне во всем ее непредсказуемом многообразии) и догматиков (ставящих сухие и плоские заслонки своей собственной "малой веры", выражающейся в неверии во что бы то ни было, на пути любого свежего действия и нового опыта). Разделение между "поклоняющимися праху" и "устремленными к раскрытию возможностей" проходит не по уму, но по сердцу. Первые - сухи, скучны и ворчливы, жадны и кичливы, ленивы и высокомерны. Вторые - открыты, ярки, радуются потоку жизни и готовы принять существование во всей полноте, непредубежденно воспринять новизну мира во всей ее трудновообразимой и до волшебства прекрасной новизне и великолепии. Повторяю - разделение это носит не мировоззренческий, не философский, но именно психоэтический, духовно-нравственный характер. Всякий сам избирает способ видения мира, и внешнее однообразие и оскопляющее неверие лишь отражают положение дел во внутреннем мире данного человека! Как писал Франс Калгрен: "Человеку, который понимает, что существует сверхчувственный мир, не нужно быть глупее или наивнее, чем материалист. Речь просто-напросто идет о двух различных способах мышления, и мы свободны выбирать между обоими подходами". Мы упоминали о том, что модели эгрегорики, по сути дела, представляют собой "святая святых" современного эзотерического учения, которое эволюционно вынуждено приоткрывать храмовую завесу и оглашать многие истины, без осознания которых современникам просто трудно будет выжить в стремительно изменяющемся в самих своих основах мире. Тайноведение в адекватных восприятиям нормального (не ученого и не идеолога) человека формах (сказочных, мифологических, континуально-символических и холистических) открывает все богатство и глубину содержаний Внутреннего Мира, по признанию специалистов управляющего Внешним Миром, неплохо известным нам всем. Тайноведение сообщает Смысл и Целеорганизованность проявлениям во всех сферах жизни в их целостности и нерасторжимом единстве, открывая тем самым возможности индивидуально-организованной практике самосовершенствования. В живой, непосредственно указующей на необходимое форме Тайноведение говорит главное - о том, что весь окружающий нас мир и все то, что содержится в наших собственных субъективных пространствах, живо и разумно. И что все эти миры добры к нам. И лишь уклонение от общих для Вселенной правил игры в жизнь (читай: закона жизни), одной из форм которого является и безнравственность, и невежество, и насилие, приводит к заболеваниям не только человека, но и человечества. Заболевают событийно, телесно, духовно. Исцеление же, как возвращение к единству с самим собой и с миром, заключается в возвращении к правильному мышлению, в соответствии с которым воссоздаются здоровые формы практики. Для того, чтобы соответствовать законам жизни, необходимо самым серьезным образом рассмотреть живые и разумные модели Мироздания, дающие более адекватное, более бережное и уважительное восприятие жизни, нежели то, которым грешит современная научно-техническая цивилизация. Эгрегорная модель, как одна из основополагающих концепций Тайноведения, помогает каждому человеку вскрыть внутренние источники силы и радости и разумно использовать их мощь на благо себе, людям и всему Мирозданию. Восстановление Древних Таинств и связанных с ними Доктрин в правах помогает зажечь совершенно реально целительное и осветляющее пространство понимания. Связь с эгрегорами, являющаяся следующим шагом после признания самого факта их существования, - необходимый этап развития человеческой цивилизации в свете прихода новой эпохи на Землю!

Константин Сельчёнок .

 
 
© 2008 сайт "Мир чёрной магии" все права защищены
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна!
info@blackmagicinfo.ru