Какой памятник выбрать на могилу?
Приворот парня на сигарете
Сделаю приворот

М.Орлов История сношений человека с дъяволом

 

 

Группа сайтов
Мир черной магии
Мир чёрной магии

 

 

 

 

 

 

 

   

 

М. Орлов

История сношений человека с дьяволом

Оглавление:

Ввиду необъятной обширности той роли, какую в истории человечества играли духи зла под их всевозможными названиями, считаем нелишним предварительно указать, какие именно стороны сношений человека с нечистой силой мы намерены разработать в этой монографии.

После краткого обзора зарождения и развития человеческих верований и образования понятия о добрых и злых духах мы, на основании выдающихся трудов старых демонологов, попытаемся представить картину воззрений на этот предмет, господствовавших в Средние века и последующие за ними столетия. Мы приведем в этом разделе расхожие мнения того времени о демонах, об их явлении людям, о похищениях людей нечистой силой, о превращениях дьявола, о признаках одержимости им, о шабашах ведьм, о продаже души дьяволу, о колдунах, о злобных и лукавых проделках нечистого.

В следующем разделе мы опишем мир бесплотных существ, который создала фантазия арийских народов, – фей, эльфов, кобольдов, гномов, хранителей кладов, домашних демонов, ламий, лемуров и т.п. Сюда же будут включены сказания о привидениях, призраках, оборотнях и вампирах.

Третий раздел будет посвящен интереснейшей и полной драматизма странице из истории религиозного фанатизма – процессам ведьм и колдунов. Сюда войдет и описание тех разделов тайных наук, магии и чародейства, которые рассматривались старинными судилищами как явные свидетельства сношений человека с дьяволом. Здесь материалом для нас послужат великолепная «История инквизиции» американского ученого Чарльза Ли и книга Лемана «Aberglaube und Zauberei».

Наконец, последний раздел монографии будет составлен по обширной книге Батая «Le Diable au XIX siecle» («Дьявол в XIX веке»).

ВСТУПЛЕНИЕ. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ О ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ДУХАХ

Человечество, быть может, с момента своего появления, быть может, несколько позже, т.е. тогда, когда оно пришло в состояние, в каком мы в настоящее время видим низшие расы, испытывало потребность истолковать, объяснить и сделать для себя понятными явления окружающей природы, побуждаемое к тому необходимостью овладеть ими, обратить их себе на пользу. Но первобытный человек, это в высшей степени несовершенное существо, под влиянием своей любознательности мог выработать только такие объяснения, которые был в силах вместить его убогий разум. Поэтому первые попытки истолкования природы, составившие в конце концов свод младенческих религиозных понятий человечества, и представляется нам как беспорядочный свод суеверий.

Первоначальной фазой религиозного понимания Вселенной, предшествовавшей толкованиям метафизическим, а впоследствии научным, был фетишизм. Это название, как известно, предложено Огюстом Контом. Фетишизм характеризуется склонностью рассматривать все явления и все вообще предметы, одушевленные и неодушевленные, как живые существа, обладающие волей и чувствами такими же, как у человека. Разница тут усматривается дикарем лишь в степени проявления этих свойств. Знаменитый французский проповедник Боссюэ прекрасно характеризовал это духовное состояние первобытного человека словами: «Все было Бог, за исключением самого Бога». Все одушевлено, все живет собственной жизнью, все обладает волей, властью и могуществом, таинственным и непостижимым.

Первобытный человек олицетворяет природу. Она у него вся дышит жизнью и страстью, и чем ярче и энергичнее проявляются сила и страсть, тем, очевидно, могущественнее существо или явление. В этом отношении мы в наших детях можем видеть отражение души дикаря. Ребенок ушибается о стул или стол и начинает в порыве мщения колотить эти предметы; очевидно, он принимает их за живые существа, способные сознательно нанести ему вред и чувствовать его удары. Дикий австралиец проникается глубочайшим благоговением к ружью белого человека, приносит ему в жертву цветы и плоды, молится перед ним, чтобы оно его не убивало. И дикарь, и ребенок одинаково принимают карманные часы за живое существо, когда они тикают, когда же они остановятся, то представляются им мертвыми. Таким путем первобытный разум доходит до олицетворения даже таких вещей, как, например, тень, которая на дикаря производит такое же впечатление, как на животное. Нечего и говорить о том, что если неодушевленные предметы одухотворялись, то предметы и явления, обладавшие движением, – животные, огонь, вода, ветер, солнце и светила, – в понятиях дикаря являлись деятельнейшими участниками жизненного обихода. Животные наравне с великими атмосферными явлениями сделались предметом поклонения первобытного человека, и потому зоолатрия (поклонение животным) вошла в круг всех первобытных религий. Человек в своем младенчестве еще не был проникнут горделивым чувством власти над природой и не смел дерзостно мечтать о том, что он царь ее. Наоборот, человек был просто человек, существо низшее, слабое и жалкое, животные же были настоящие боги, сильные, страшные и таинственные. В самом деле, возьмем, например, пресмыкающихся, в особенности змей. Как было не трепетать дикарю перед этими существами, обитающими где-то в подземных норах, бесшумно двигающимися, внезапно появляющимися и исчезающими, наконец, наносящими смертельные укусы? Очевидно, это существа страшные и могучие, существа, перед которыми человек слаб и ничтожен. И человек признавал могущество этих тварей, трепетал перед ними и молился им.

Немало должно было поражать воображение и разум первобытного человека явление смерти, и дикарь усердно искал объяснения этого явления. Живое существо, падающее под ударом дубины, представлялось явлением относительно понятным. Но как было понять и объяснить естественную смерть от старости, от болезни? Тут, очевидно, вступали в игру совершенно непостижимые, но явно злые и враждебные человеку деятели. Поэтому-то у многих дикарей и установилось непоколебимое убеждение, или, правильнее сказать, верование, что все, кто гибнет не от руки врага или какой-нибудь очевидной причины, несомненно являются жертвами чьей-то злобной воли, чьего-то колдовства, и надо принимать меры к тому, чтобы отыскать виновника такой смерти, покарать его и лишить на будущее время способности вредить. Вдобавок, для дикаря умереть – вовсе не значит утратить жизнь. Умереть – значит принять другую форму существования, перейти от одного бытия к другому. Умершее существо, какое бы оно ни было, продолжает существовать, сохраняет за собой все свои страсти, которые притом со смертью выигрывают в силе и напряжении.

И это верование чрезвычайно цепко держится у людей и упорно переживает все ступени духовного развития. Суеверия, касающиеся мертвецов, их явлений перед живыми, их беспрестанного вмешательства в существование живых людей, до сих пор остаются даже цивилизованных народов. Покойник покидает свою бренную оболочку, но его дух живет и продолжает интересоваться делами мира, который он покинул, и принимать в них участие. У африканских народов на этой почве укрепилось бесчисленное множество суеверий. У них, например, животные, убитые на охоте, возбуждают немало забот. Душа убитого животного, как представляется дикарю, будет мстить за свою смерть, и надлежит принять известные меры для того, чтобы охранить себя от этого мщения. Отсюда – целый ряд суеверных обрядов, мастерами которых являются жрецы и колдуны. Наши самоеды, убив белого медведя, которого они считают чрезвычайно страшным животным, стараются его уверить, что убили его не они, самоеды, а русские, а потому и мстить надо русским.

Само собой разумеется, что нет возможности справиться со всем этим сонмом невидимых сил общедоступными средствами и способами. В самом деле, перед первобытным человеком встает грозный вопрос: как одолеть злобу, коварство и капризные страсти всех этих невидимых существ, как заставить их служить, вместо того, чтобы вредить? Из этой потребности поладить с невидимым миром и возникло колдовство, чародейство, волхование. Несомненно, что во всех первобытных религиях первыми жрецами были простые колдуны, и если впоследствии, когда религии уже более или менее оформились, когда образовалось обособившееся жреческое сословие, мы видим, что оно вступает в ярую борьбу с разными чародеями и кудесниками, то должны объяснить это как простую ремесленную ревность. Народ еще продолжает верить в старых кудесников и обращается к их содействию, в ущерб авторитету и материальной выгоде жреческого сословия. Отсюда весьма понятное раздражение жрецов.

Всю первобытную историю образования верований человечества мы можем резюмировать в следующих кратких положениях. Человечество начало с того, что представило себе все тела и явления Вселенной живыми существами, одаренными волей и страстями. Среди этих существ наибольшим вниманием и почитанием человека пользовались те, с которыми он входил в ближайшие отношения и которые проявляли волю и страсти с наибольшей энергией. Впоследствии мало-помалу эти понятия обобщились, и предметы внешнего мира облеклись в божественную натуру.

Из предыдущего обзора возникновения и развития верований можно видеть, каким путем разрабатывалось понятие о добре и зле. В бесчисленном сонме существ, которые окружали человека в жизни, он сразу должен был отличить тех, которые были для него благодетельны, от тех, которые были зловредны. Так и наметилось первое понятие о добрых и злых духах, и нам известно лишь небольшое число религий, которые были свободны от этой двойственности представления о высших существах. Другими словами, мало таких религий, которые не различали бы благих божеств от злых, богов от демонов. С наибольшей полнотой и силой этот дуализм выразился в религии древних иранцев, которые изложили свое учение в знаменитой «Зенд-Авесте». Здесь мы видим яркое олицетворение и воплощение доброго начала в Ахура-Мазде (Ормузде) и злого – в Ангро-Майньюсе (Аримане). Таким путем злое начало, злой дух приобрел полные права гражданства в религиозных представлениях народных масс.

Каждый раз, когда народ меняет прародительскую религию на новую, наблюдается одно и то же явление: боги старой веры превращаются в демонов новой веры, и вместе с тем вся богослужебная обрядность старой веры становится чародейством и колдовством перед лицом новой веры. Так вышло с первобытной арийской религией, изложенной в «Ведах». Древние индийские божества девы превратились в злых демонов (даева) «Зенд-Авесты». Боги Древней Греции и Рима в глазах отцов христианской церкви превратились в демонов и злых духов.

Таким путем и Европа, к своему великому бедствию, унаследовала от древнего первобытного язычества с ворохом всяких суеверий и верование в нечистую силу. Новая вера, то есть христианство, всеми мерами боролась с этими суевериями. Сущность враждебного столкновения между языческими и христианскими воззрениями на дьявола легко понять и уяснить. Язычник не только верит в существование злого духа, но и служит ему. Злой дух для него такое же божество, как и добрый дух. Притом с добрым божеством ему не представляется надобности и хлопотать с особенным усердием. Он и без того уверен в добром расположении к нему благодетельных божеств. Иное дело – злые боги. Их надо расположить в свою пользу, иначе от них кроме зла и вреда ничего и не жди. Поэтому культ злого духа в первобытном человечестве разработан был гораздо глубже и обстоятельнее, нежели культ благодетельных богов. Отсюда и нарождение колдовства, как посреднической инстанции между человеком и миром богов.

Христианство же стало по отношению к злому духу на другую точку зрения. Признавая формально его существование, введя это положение в догмат, оно объявило злого духа «сатаной» (т.е. противником), врагом благого божества, как бы противоположением божества. Богу довлеет поклонение, сатане же лишь ужас. Отринуться сатаны – значит служить и угождать Богу. Всякая попытка обращения к сатане, как к высшему духу, является богоотступничеством.

И вот народ, все еще пропитанный духом древнего язычества, никак не мог или не хотел понять и принять это новое воззрение на духа мрака и зла: для него он все еще был бог, и он служил ему, угождал ему, в чаянии благодати. Вот в чем состояла суть конфликта между народными воззрениями и христианством, носители и хранители которого и вели со старыми языческими воззрениями ожесточенную борьбу чуть не тысячу лет подряд.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ВОЗЗРЕНИЯ НА НЕЧИСТУЮ СИЛУ И СКАЗАНИЯ О НЕЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА

ГЛАВА I. МНЕНИЯ О СУЩЕСТВОВАНИИ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ

Всего любопытнее изучать взгляды на существование демонов и их деятельность среди людей по сочинениям писателей XVI и XVII столетий. Любопытно в этих сочинениях то, что в одних из них авторы совершенно открыто разделяют еще грубейшие суеверия своего времени, в других же обнаруживается уже дух сомнения и критики. Но и те, и другие дают нам драгоценный материал для суждения о расхожих представлениях и верованиях насчет демона и сношений с ним людей.

Пользуясь этим источником, мы можем дать полную картину суеверий в том виде, как они существовали на Западе в течение Средних веков, а также и в ближайшие к ним столетия. Начнем с основного вопроса, касающегося самого существования дьявола. Знаменитый Боден, автор «Демономании», в предисловии к своей книге, изданной в XVI столетии и пользовавшейся в свое время огромной известностью, между прочим говорит: «Невежды думают, что все рассказы о колдунах и чародеях, которые они слышат, невероятны. Безбожники и лжеученые не хотят признать то, что они видят, и, не зная причины того, что видят, отрицают виденное. А колдуны и чародеи смеются над ними по двум главным причинам: во-первых, чтобы отвести от себя подозрение, а во-вторых, чтобы обеспечить торжество царства Сатаны». Как видно, он глубоко верил во всю чертовщину своего времени.

Другой ученый-демонолог, Гийон, тоже жестоко ополчается на неверующих в злого духа. Он свято верит в рассказы о чертях, поселившихся в некоторых домах и выживших оттуда людей, в злых духов, живущих в пустынных местах и пугающих проезжих. Он дивится, что находятся люди, которые могут не верить таким несомненным вещам, он приводит свидетельство путешественника Марко Поло. При описании некоей пустыни, называемой Лоп, лежащей на границе великой Турции и тянущейся на протяжении 25 или 30 дней пути, тот упоминает, что путешественники испытывают чрезвычайные опасности. Дело в том, что в этой пустыне свирепствуют злые духи, которые производят разные обманы чувств.

Путешественникам рекомендуется ни на минуту не отставать от своих спутников, иначе они неминуемо погибнут, потому что злые духи сейчас же примут вид их спутников, будут их манить и кликать по имени, отвлекут в сторону, и они заблудятся и погибнут. И в этой же пустыне часто слышны в воздухе звуки и аккорды разных музыкальных инструментов, «а потому, – заключает Марко Поло, – пустыня сия весьма опасна и гибельна для путешествия».

Далее тот же Гийон ссылается на свидетельства святых, живших в Египетской пустыне, например, Антония и Павла Отшельника, которые утверждают, что эта пустыня полна демонов. Так, св. Антоний видел на дороге фигуру чудовищного всадника, похожего на кентавра. Антоний даже обращался к нему с просьбой показать ему дорогу к келье Павла Отшельника. Чудовищный всадник что-то проговорил в ответ, но его слов нельзя было понять. Он, однако, показал дорогу рукой, а затем умчался во всю прыть. Св. Антоний не убоялся этого страшного явления и продолжал свой путь. Но как только он спустился в небольшую каменистую лощину, лежавшую по дороге, перед ним явилось новое чудище. Он увидел перед собой какого-то низенького человечка, чрезвычайно уродливого и безобразного, с большим крючковатым носом и двумя рогами, ужасным образом торчавшими из его лба; ноги чудовища были козлиные. Св. Антоний не убоялся и этого явления и смело шел вперед. Тогда чудовище, как бы в знак доброго расположения, подало ему фиников и пальмовых плодов. Святой остановился и заговорил с чудовищем, спросил, что оно такое и что делает в пустыне. Чудище же отвечало: «Я смертный и один из граждан и обитателей этой пустыни, которых язычники и идолопоклонники в своем ослеплении боготворят и почитают под именем фавнов, панов, сатиров и инкубов. И я пришел сюда от имени своих, которые меня к тебе послали, просить тебя, чтобы ты был милостив, помолился Господу Богу за нас, несчастных, ибо мы знаем, что Он пришел в сей мир для спасения всех людей и что звук слов его распространился по всей земле». Так говорило это чудище, и св. Антоний, слушая его, плакал радостными слезами.

Продолжаем дальше цитировать того же Гийона. Он рассказывает, что в Ирландии злые духи часто попадаются в горах. «Многие из местных жителей, – говорит он, – полагают, что это ложные видения, зависящие будто бы от того, что жители употребляют в пищу говядину и охмеляющие напитки. Но я знаю от англичан, которые там жили, – продолжает Гийон, – что в горах действительно водятся злые духи, которые пугают путешественников днем и ночью».

Затем, в какой-то пустыне, которой Гийон не называет, черти кидают перед путешественниками золотые и серебряные вещи, которые, однако же, тотчас исчезают из глаз.

В Аравийской пустыне свирепствуют демоны, выделывающие такие страсти, при виде которых путники падают без чувств. Однажды, когда через пустыню шел караван (Гийон добросовестно указывает даже день и час этого происшествия – 6 июля, 5 часов утра), внезапно раздался громкий голос: «Мы давно уже идем вместе с вами. Погода отличная, будем идти все прямо». Кто-то из бывших в караване арабов отвечал на эти слова: «Путник, я тебя не знаю, иди своей дорогой». Но как только были произнесены эти слова, злой дух так напугал путешественников, что они совершенно растерялись, остановились и не решались идти дальше. Но чем напугал – о том история умалчивает.

Путешественник Торквемада пишет, что в Норвегии на реке Черной являются какие-то духи, которые играют на музыкальных инструментах, и это всегда служит знаком скорой смерти кого-нибудь из знатных людей той местности.

В Германии, в городе Ротвиле, в 1545 году дьявол ходил по многолюдной площади среди бела дня. Граждане города видели его и пришли в неимоверный испуг. Они знали, что дьявол являлся раньше в соседнем городе и весь тот город спалил. И они боялись, что то же самое будет с их городом. Ради этого все горожане стали поститься и молиться, и только таким экстренным благочестием им удалось удалить дьявола из своего города.

Совсем в другом духе повествует автор XVI столетия Лафатер, написавший книгу о привидениях, чудесах, явлениях духов и т.д., изданную в 1571 году. Он настроен скептически по отношению ко всякого рода сверхъестественным явлениям. Он в своей книге описывает множество разных чудес, но все они у него объясняются либо какими-нибудь естественными причинами, либо злонамеренным шарлатанством. Вот, например, одна из передаваемых им историй. Люди, достойные веры, сообщали ему, что в 1569 году в городе Аугсбурге в одном доме служанка и несколько служителей отозвались весьма непочтительно об иезуитах. Узнав об этом, один иезуит пришел к их хозяину и сказал ему, что он заставит их в скором времени думать иначе. И вот он переоделся дьяволом и спрятался в доме. Служанка как раз пошла за чем-то, наткнулась на этого дьявола и, разумеется, от страха невзвидела света. Убежав от черта, она рассказала потом о нем другим служителям. Среди них нашелся храбрец. Он пошел в то место, где сидел дьявол, и, когда тот на него кинулся, храбрый служитель выхватил кинжал и проткнул дьявола насквозь. Тот растянулся замертво. Эта история, прибавляет Лафатер, была потом изложена в немецких стихах и напечатана.

ГЛАВА II. ЯВЛЕНИЯ ДЬЯВОЛА ЛЮДЯМ

Любимым местом появления дьявола перед людьми обычно считались перекрестки дорог, леса, старые заброшенные языческие капища, наконец, золотые россыпи и рудники и места, где зарыты клады. Само собой разумеется, что нечистому не было никакого существенного препятствия появляться людям и во всякого рода других местах, в том числе даже в монастырях и храмах. Автор книги о видениях и привидениях, изданной в XVII столетии, Лелуайе, рассказывает несколько любопытных историй, которые в его время, надо думать, передавались из уст в уста. Вот одна из них.

Некий жандарм, по имени Гюг, всю жизнь свою кутил и пьянствовал и даже подозревался в ереси. И вот наступил час его смерти. Он лежал больной на смертном одре. В это время перед ним вдруг предстала огромнейшая толпа каких-то людей, и один из них, имевший вид предводителя, спросил умирающего: «Признаешь ли ты меня, Гюг?» – «А кто ты?» – спросил Гюг. Пришлец отвечал: «Я могущественнейший из могущественных и богатейший из богачей. Коли хочешь, я могу избавить тебя от смерти и сделаю так, что ты еще долго будешь жить. А чтобы ты не сомневался в том, что я тебе говорю сущую правду, знай, что император Конрад в этот час сделался мирным обладателем своей империи и покорил Германию и Италию в самое короткое время». Он и еще что-то говорил ему о разных событиях, в то время происходивших в мире. Когда Гюг выслушал его, то поднял правую руку, чтобы сотворить крестное знамение, сказав при этом: «Именем Бога и Господа моего Иисуса Христа свидетельствую, что ты ни кто иной, как сам дьявол». Тогда дьявол ему сказал: «Не поднимай своей руки против меня». И вслед за тем вся эта толпа исчезла, как дым, а Гюг в тот же день к вечеру умер.

Вот еще история, рассказываемая тем же автором.

Во время Фридриха II в городе Фрейбурге жил один молодой человек, который страстно влюбился в девицу, жившую в том же городе. Он отыскал колдуна и посулил ему хорошо заплатить, если тот посредством чародейства устроит так, что девица ответит на любовь своего вздыхателя. Колдун пришел за ним в глухую ночь и привел его в погреб в уединенной постройке. Там колдун начертил волшебный круг и какие-то фигуры и письмена, вошел в начерченный круг и ввел в него юношу, потом стал делать заклинания, и на них толпой явились духи в самых разнообразных видах и образах. Самый злобный из всех этих дьяволов принял вид той самой девицы, в которую был влюблен юноша. Девица-оборотень подошла к кругу с обольстительной улыбкой. Юноша же, ослепленный своей любовью, простер к ней руки и сделал это так неосторожно, что его руки выступили за черту магического круга. А дьяволу только этого и надо было. Он тотчас же ухватил неосторожного любовника за руку, выдернул его из круга и, взмахнув им два или три раза, размозжил ему голову о стену погреба, мертвое же тело швырнул назад в круг, и затем вся толпа демонов исчезла. Мертвое тело навалилось на колдуна, и тот, несмотря на все усилия, никак не мог из-под него выкарабкаться и вдобавок не осмеливался выступить за черту круга. И только утром люди, услышав его стоны и крики, вошли в погреб и вынесли оттуда мертвое тело юноши и полумертвого от страха колдуна.

В 40-х годах XVII столетия случилось знаменитое дело в монастыре святой Елизаветы в городке Лувье, во Франции. Чуть не все монахини этой обители оказались одержимыми дьяволом. Духовное начальство произвело тогда строжайшее расследование этого дела, и до нас дошли подробные описания его. Приводим здесь показания некоторых монахинь. Сестра Мария, утверждала, например, что перед ее глазами явились какие-то ужасные образы. Один из них имел вид старца с большой бородой. Он явился перед монахиней в четыре часа утра, без церемонии вошел к ней в келью, уселся на ее ложе и держал к ней такую речь: «Я сейчас видел сестру Магдалину. Как она зла! Она вся будет наша, а вот другую нам не удастся соблазнить». Благочестивая сестра Мария скоро опомнилась и сотворила крестное знамение, после которого видение исчезло. В другой раз перед той же монахиней явился демон в другой форме. Монахиня была в эту минуту на чердаке и увидела перед собой, в окне, выходившем в другое отделение чердака, громадную черную голову. Голова уставилась на нее глазами и долго смотрела в упор, приведя благочестивую сестру в неописанный ужас. Однако страх не помешал ей в свою очередь внимательно рассмотреть призрак, который мало-помалу начал бледнеть и затем исчез. После того монахиня, оправившись от страха, заглянула в то отделение чердака, откуда выглядывал дьявол, но там уже никого не было. Однако же, когда она вошла туда, веревки, на которых было развешено белье, сами собой развязались и свернулись в мотки, а белье упало на пол. Такого рода происшествия, то есть падение вещей на пол, опрокидывание мебели, а также всякие шумы, стуки и грохоты, то и дело происходили по всему монастырю, пока в нем хозяйничали черти.

Немало случаев явления чертей описывается в книге ученого аббата Крепэ «О злобе сатаны и злых духов», изданной в конце XVI столетия. Он, например, рассказывает об одной греховоднице, которая состояла в связи с духовным лицом. После смерти своего утешителя она не имела покоя по ночам, потому что к ней являлся демон, мучивший ее все ночи напролет. Ее надоумили принести полное покаяние во всех прегрешениях, и как только она это исполнила, дьявол-мучитель тотчас же отстал от нее.

В монастыре, которым управлял Крепэ, сохранилось предание о благочестивом иноке, умершем почти за сто лет перед тем. Однажды во время ужасной грозы, когда все монахи усердно молились, собравшись в церкви, упомянутый благочестивый инок увидал дьявола, который носился посреди молний, влетел с ними в церковь и намеревался в ней все переломать, разрушить и осквернить. Благочестивый инок предстал перед дьяволом с распятием в руках и повелел ему Христовым именем выйти из храма. И дьявол был вынужден беспрекословно ему повиноваться.

Страшная история случилась некогда в Риме. О ней повествует некто Жан Декорр, автор сборника разных чудесных историй, напечатанного в 1548 году. Молодой человек, сын очень бедных родителей, вел разгульную жизнь, и притом нрава был чрезвычайно злобного. Не поладивши с отцом, он жестоко с ним поругался и даже побил старика. В пылу этой схватки им овладело такое бешенство, что он воззвал к нечистому духу и изъявил желание продать ему свою душу. Дело происходило в деревушке в окрестностях Рима. После описанной ссоры с отцом юноша покинул отчий дом и отправился в Рим, все еще полный мыслью устроить своему отцу какую-нибудь штуку, еще гаже тех, какие он раньше делал. Дорогой он повстречал дьявола, который принял вид очень грязного и неопрятного человека, в старой рваной одежде, с растрепанными волосами и бородой и очень злым лицом. Дьявол спросил юношу, чем он так расстроен и озабочен. Тот рассказал ему о своей ссоре с отцом и о своем страстном желании покрепче насолить ему. Выслушав рассказ, дьявол отвечал, что находится в таком же положении, что он тоже рассорился с отцом и жаждет ему отомстить. Поэтому, дескать, нам лучше всего будет вступить в союз и действовать заодно. На том и порешили. На ночь они остановились в гостинице и улеглись спать в одной комнате. Но едва юноша заснул, как злобный компаньон схватил его за горло и начал душить и наверняка задушил бы, если бы блудный сын, проснувшись, не успел вовремя призвать имя Божье. Как только это имя было произнесено, злой дух мгновенно исчез, но при этом так потряс весь дом, что тот едва не разрушился. Этот урок пошел в пользу блудному сыну, который после того исправился, покаялся и вел примерную жизнь.

Ученый немецкий богослов Годельманн рассказывает случай, происшедший в Вюртенберге в то время, когда Годельманн учился в тамошней академии (Годельманн жил в XVI столетии). К одному из профессоров академии однажды кто-то громко постучался в дверь. Слуга отворил дверь и увидел человека в очень странном костюме. На вопрос, что ему нужно, посетитель отвечал, что желает говорить с профессором. Тот приказал его принять. Посетитель задал профессору несколько трудных богословских вопросов, на которые опытный ученый, заматеревший в диспутах, немедленно дал ответы. Тогда посетитель предложил вопросы еще более трудные, и ученый сказал ему: «Ты ставишь меня в большое затруднение, потому что мне теперь некогда, я занят. А вот тебе книга; в ней ты найдешь то, что тебе нужно». Но когда посетитель взял книгу, ученый увидал, что у него вместо руки с пальцами – лапа с когтями, как у хищной птицы. Узнав по этой примете дьявола, ученый сказал ему: «Так это ты? Выслушай же, что было сказано о тебе». И, открыв Библию, ученый показал ему в Книге Бытия слова: «Семя жены сотрет главу змия». Раздраженный дьявол в великом смущении и гневе исчез, но при этом произвел страшный грохот, разбил чернильницу, разлил чернила и оставил после себя гнусный смрад, который долго еще слышался в доме.

Гулар, автор книги «Сокровище чудесных и памяти достойных историй нашего времени», изданной в 1600 году, сообщает в этой книге следующий случай. В городе Фрейберге дьявол в человеческом образе явился одному больному. Он показал ему какую-то книгу и убеждал его покаяться во всех своих грехах, какие только он может припомнить. Грехи эти, по словам таинственного посетителя, следовало записать в ту книгу, которую он предъявлял. Больной сначала испугался, и страх отнял у него язык. Но он скоро оправился, изъявил согласие продиктовать свои грехи, но только требовал, чтобы пришлец предварительно написал в книге крупными буквами библейские слова: «Семя жены сотрет главу змия». Как и в предыдущем рассказе, дьявол мгновенно исчез, наполнив весь дом невыносимым смрадом. Очевидно, приведенным словам Библии в Средние века приписывалась чертогонная сила.

У того же Гулара находим следующий рассказ. Монах Фома повздорил с другим монахом своего монастыря. Между ними началась жестокая ссора, во время который они осыпали один другого скверной бранью. Наконец, наругавшись вдоволь, разошлись, и Фома, чтобы несколько успокоиться и развлечься, пошел прогуляться в ближний лес. Там он повстречал какого-то человека в длинном платье, с черной бородой. Вид его был безобразен, а взгляд ужасен. Фома спросил его, куда он идет. Незнакомец отвечал, что у него убежала верховая лошадь, и что он ходит и ищет ее. Пошли вместе и скоро дошли до глубокого ручья. Монах начал было разуваться, чтобы перейти вброд, но спутник убедил его сесть на него верхом и брался перевезти его через воду. Фома уселся на него и обхватил его шею руками. Но в эту минуту, опустив глаза, он увидел, что ноги его спутника имеют самую странную и чудовищную форму. Удивленный и испуганный, он начал творить молитву. Услышав святые слова, спутник тотчас сбросил его с себя и кинулся вперед с такой стремительностью, что с треском повалил огромный дуб и переломал на нем все ветви. Фома же долгое время лежал полумертвый от страха.

ГЛАВА III. ПОХИЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ НЕЧИСТОЙ СИЛОЙ

Выражения «черт унес», «черт побрал» и т.д. стали общеупотребительными почти у всех европейских народов. Пошли же эти выражения в ход, очевидно, из тех бесчисленных историй и сказаний о похищении нечистой силой людей, которые существуют у всех народов. Мы передадим несколько историй этого рода, попавших в демонологические сочинения, вроде упомянутых книг Крепэ, Гулара и других.

В 1551 году случилось такое происшествие в одном немецком городке в день Троицы. Народ веселился, пьянствовал, гулял. Среди гуляк особенно отличалась одна баба, которая поминутно поминала черта. Вдруг невидимая сила подхватила ее, выволокла за дверь на улицу и подняла в воздух. Все бывшие в доме кинулись вслед за ней на улицу. Они видели, как несчастную бабу несло по воздуху, как она пролетела над деревней и как была потом брошена на землю посреди поля. Ее нашли на земле уже бездыханной. Эта история рассказана в книге Иоганна Вейера, представляющей обширный сборник всяких историй о проделках дьявола, колдунов, ведьм и т.д.

У Гулара рассказывается история одного пьяницы, который во хмелю принялся разглагольствовать о том, что у него, наверное, нет никакой души, что все разговоры о душе – сущий вздор, потому что никто никогда не видал души. В это время один из собутыльников предложил ему продать свою душу, коли он ее ни во что не ставит, за бутылку вина. Пьяница охотно согласился, и, как только этот торг состоялся, покупатель тотчас схватил его и вместе с ним пропал из глаз.

Крепэ рассказывает о маклаке, который занимался торговлей хлебом. Однажды, по случаю торговых неудач озлившийся маклак обратился к дьяволу и призвал его на помощь. Дьявол немедленно явился, схватил маклака, мгновенно вознес его на вершину дуба и оттуда сбросил на землю, о которую он и расшибся до смерти.

У Лелуайе рассказывается такое происшествие. Дело было в Польше. Некий анабаптист однажды собрал своих приверженцев на проповедь, обещая им, что они увидят воочию, как на него во время проповеди снизойдет Святой Дух. Однако на деле вышло иное, ибо, – замечает благочестивый автор, – Дух Святой не нисходит на еретиков. Вместо него на анабаптиста кинулся дьявол, которого своими глазами видели все присутствовавшие, поднял его в воздух, мял его и трепал, а затем окунул головой в воду и держал в этой позиции, покуда тот не захлебнулся.

Чрезвычайно неприятное происшествие в этом роде, передаваемое Жаном Декорром, случилось с судьей в городе Маконе, во Франции. Этот судебный чин был колдуном. Черти, с которыми он не поладил, однажды накинулись на него во время обеда, подхватили, выволокли на улицу, подняли в воздух и три раза промчали вокруг города на глазах многих жителей, со страхом и ужасом смотревших на этого воздухоплавателя. Все слышали, как несчастный вопил: «Помогите, помогите!» Чем эта история кончилась, почтенный автор не сообщает.

Вот еще история солдата, довольно пространно рассказанная в книге Гулара. Этот воин во время путешествия по Бранденбургу захворал и остановился в гостинице. Бывшие с ним деньги он отдал хозяйке гостиницы, прося ее поберечь их, покуда он болен. Через несколько дней он выздоровел и просил хозяйку отдать ему деньги. Но та уже успела посоветоваться со своим мужем, и они решили присвоить деньги себе. Поэтому на спрос постояльца она отвечала, что никаких денег он ей не давал и своим требованием наносит ей бесчестье. Раздраженный постоялец раскричался, называя ее воровкой. На крики прибежал муж хозяйки, заступился за жену и вытолкал постояльца вон; тот выхватил меч и ударил им в дверь. Хозяин принялся кричать караул, и людям, сбежавшимся на его крики, стал жаловаться на солдата, что тот хотел силой ворваться в дом и ограбить его. Солдата немедленно арестовали и заключили в тюрьму, потом судили и решили приговорить к смерти. И вот в тот самый день, когда солдату должны были объявить приговор, к нему явился дьявол и сказал ему, что он приговорен к смерти, но если пожелает продать свою душу, то останется цел и невредим и выйдет на свободу. Однако арестант ответил искусителю, что он согласится скорее умереть невинным, нежели спасти свою жизнь таким способом. Дьявол настаивал на том, что осужденному угрожает неминуемая опасность, и если он не желает отдавать свою душу, дьявол поможет ему и так, даром. Он внушил солдату, чтобы тот, когда его призовут в суде, сказал, что он желает иметь защитника. А защитник, то есть сам дьявол, будет находиться там же, в суде, и солдат его может узнать по синему колпаку на голове. Солдат на это согласился. На другой день во время суда он потребовал себе защитника, и ему это было разрешено. Дьявол тотчас выступил в адвокатской роли и со всеми подробностями рассказал, как было дело, причем с точностью указал, где спрятаны деньги, похищенные у солдата. Хозяин гостиницы, видя, что ему приходится плохо, отпирался от возводимых на него обвинений, причем в виде клятвы произнес, что пускай-де унесет меня дьявол, ежели я присвоил себе солдатские деньги. При этих словах адвокат в синем колпаке мгновенно кинулся на него, схватил его в охапку, выволок из зала суда и поднялся с ним в воздух, взлетая все выше и выше до тех пор, пока не скрылся из глаз. Автор этого сообщения приводит свидетельство некоего лица, удостоверяющего, что событие произошло в 1541 году и что солдат этот возвращался из Венгрии.

Тот же автор рассказывает о дворянине, который имел дурную привычку призывать черта во всех затруднительных случаях жизни. Однажды ночью, проезжая в сопровождении своего слуги по пустынной дороге, он вдруг был окружен целой толпой злых духов, которые схватили его и повлекли. Но слуге, человеку весьма благочестивому, стало жалко своего барина, и он, стремясь спасти его от чертей, крепко обнял его, творя молитву. Черти тщетно кричали ему, чтобы он бросил своего барина, и рвали его из рук слуги. Они ничего не могли сделать, и барин-богохульник был таким образом спасен своим слугой.

Вот еще история из сборника Гулара. В Саксонии одна очень богатая девица дала обещание выйти замуж за красивого, но очень бедного молодого человека. Жених, однако, плохо верил ее обещанию и не раз говорил ей, что она, такая богатая, очень легко может изменить свое решение и выйти замуж за другого, который ей будет более под пару. Девушку чрезвычайно раздражали эти сомнения жениха, и она однажды сказала ему: «Если я пойду замуж за другого, то пусть меня черт унесет в самый день моей свадьбы». И вот случилось то, чего опасался бедный жених. Богатая девушка разлюбила его и дала слово другому. Прежний жених напомнил было о ее страшной клятве, но она только посмеялась и продолжала деятельно готовиться к свадьбе. Однако в день свадьбы молодой было что-то не по себе, она видимо задумывалась и беспокоилась. Во время свадебного пира во двор дома въехали двое незнакомых всадников. Их приняли, как гостей, ввели в зал, где происходило пиршество. Когда все вышли из-за стола и начали танцевать, хозяева дома попросили одного из этих гостей протанцевать с новобрачной. Он подал ей руку и обвел ее кругом зала. Потом в присутствии родителей, родственников и друзей он с громкими криками схватил ее, вынес на двор и поднялся с ней в воздух, а затем в мгновение ока он исчез из глаз со своей добычей, и в ту же минуту исчезли его спутник и их лошади. Родители, предполагая, что их дочь была брошена где-нибудь оземь, искали ее целый день, чтобы похоронить, но не нашли. А на следующий день к ним явились те же два всадника и отдали им всю одежду и украшения новобрачной, сказав при этом, что Бог предал в их власть только ее тело и душу, а одежду и вещи они должны возвратить. И, сказав это, они вновь исчезли из глаз.

Один человек гостил у своего родственника в Неаполе. Однажды ночью он услыхал отчаянные вопли: кто-то звал на помощь. Тот человек зажег свечку и бросился на крики. Добежав до места, откуда они раздавались, он увидал ужасную фигуру, которая схватила и влекла куда-то молодого человека. Несчастный кричал и отбивался изо всех сил. Когда же он увидел человека, вышедшего к нему на помощь, он рванулся к нему и с отчаянием ухватился за его одежду. Оба они начали громко творить молитвы, и ужасный призрак тотчас исчез. Спаситель привел спасенного к себе в дом и долго не мог его успокоить. Когда же тот наконец пришел в себя, то рассказал своему освободителю, что он очень нехорошо себя вел и был так груб и непочтителен со своими родителями, что те его прокляли и выгнали из дому. И как только он вышел из родительского дома, злой дух тотчас напал на него.

Один человек, житель Гейдельберга, ездил в другой город и, когда возвращался домой, невдалеке от родного города встретил всадника. Они разговорились, и всадник предложил ему сесть сзади на лошадь. Взобравшись на коня, путник хотел ухватиться за всадника, чтобы крепче держаться на спине лошади, но всадник мгновенно исчез из глаз. В ту же минуту конь взвился в воздух и, поднявшись на значительную высоту, сбросил человеку на землю. Он упал и так расшибся, что несколько часов не мог двинуть ни рукой, ни ногой.

Жан Декорр рассказывает такого рода историю. На Сицилии жил молодой человек, предававшийся всякого рода распутству. Он состоял на службе у вице-короля Сицилии, который однажды послал его куда-то. Но по дороге он вдруг был подхвачен невидимой силой, взвился в воздух и затем исчез. Спустя немного времени около тех мест проходило по морю судно. И вдруг с высоты раздался громкий голос, выкликавший имя хозяина судна. Испуганный хозяин молчал, не отвечая на призыв, повторившийся уже дважды. Тогда голос окликнул его в третий раз и при этом прибавил, что если он не отзовется, то судно будет потоплено. Тогда судовладелец с трепетом спросил, кто его зовет и чего от него хотят. Голос сверху отвечал: «Я дьявол. Скажи вице-королю, чтобы он не искал понапрасну такого-то (то есть молодого человека, который был похищен). Я его унес, он теперь здесь. Вот пояс его жены, который был с ним. Отдай его ей». И при этих словах на палубу судна упал женский пояс. Происшествие случилось у самой подошвы вулкана Этна, который в старые времена считался в народе отверстием адовым.

 

 

 

 
© 2008 "Мир чёрной магии" все права защищены
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна!