Книга мастера

 

 

 

Группа сайтов
Мир черной магии
Мир чёрной магии
Мир денежной магии
Мир любовной магии
Форум

   
 

 

Карл Х. Клауди
Книга  Мастера

Сорок седьмая проблема Евклида

     За исключением Всевидящего Ока, данная эмблема наполнена самым глубоким смыслом из всех символов Возвышенного Градуса. Однако чаще всего ей уделяют меньше внимания, чем прочим эмблемам, а понимают еще меньше. Та часть нашего наставления, которая относится к Пифагору, является сокращенной цитатой из «Руководства…» Томаса Смита Уэбба, опубликованного в XVIII веке.
В полном объеме она выглядит так:

     «Сорок седьмая проблема Евклида является изобретением его старшего друга и брата, великого Пифагора, который во время своих путешествий по Азии, Африки и Европе был посвящен в несколько жреческих орденов, а также посвящен в Возвышенный Градус Мастера. Этот мудрейший из философов обогатился знанием практически всех наук своего времени, но особенно преуспел в геометрии, или масонстве. В этой области знания он вывел множество аксиом и доказал множество теорем, среди самых знаменитых из которых – эта, доказав которую он в сердечной радости вскричал «Эврика!», что по-гречески означает «Нашел!», а после этого приказал принесли гекатомбу [5]. Она учит масонов любить знания и науки.»

     В том смысле, что Пифагор был ученым, духовным вождем, учителем, основателем научной школы, мудрецом, видевшим Бога в Природе и в числах, он, конечно, мог быть «другом и братом» Евклиду. Но только в этом смысле, а не в бытовом и историческом. То, что он был «посвящен во многие жреческие ордена», - исторический факт. То же, что он был посвящен в Возвышенный Градус Мастера, - маловероятно, поскольку третий градус в его современной форме сложился всего около трехсот лет назад и совершенно в другой части света. Пифагор действительно много путешествовал, но вряд ли в своих странствиях удалялся от побережья Средиземного моря. Он действительно совершил путешествие в Египет, но скорее всего, не углублялся в Африку и Малую Азию. Он действительно «обогатился знанием» многих наук и особенно математики. То, что именно ему принадлежит честь первого доказательства 47-й проблемы Евклида, возможно, но не доказано; по крайней мере, он работал над ней так много, что иногда ее называют «теоремой Пифагора». Если он действительно открыл ее, он вполне мог воскликнуть «Эврика!», но вот то, что он принес гекатомбу – то есть принес в жертву сто голов скота, - крайне маловероятно, так как известно, что пифагорейцы были вегетарианцами и вообще боготворили всякое проявление жизни.
Во времена Пифагора (586-506 гг. до н.э.) 47-ю проблему так не называли. Честь дать ей имя выпала Евклиду Александрийскому, который спустя двести лет написал свои книги по геометрии, в которых 47-я и 48-я проблемы заключают первую. Открыл ли ее именно Пифагор, или она была открыта еще до него, он пользовался ей в своих расчетах, а Евклид, составлявший свой труд о геометрии в том виде, в каком она существовала в то время, просто включил ее в общую картину научных знаний своей эпохи. В заключительной части своей первой книги Евклид следующим образом определяет ее и тесно связанную с ней 48-ю проблему:

     «(47-я) В любом прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
       (48-я) Если квадрат, построенный на одной из сторон треугольника, равен квадрату, построенному на другой стороне треугольника, то угол, заключенный между этими сторонами, прямой.»

     На словах эти положения кажутся сложнее, чем на деле. Из всех людей мира масоны, наверное, лучше всех знают, что такое прямой угол: четверть окружности, угол в 90°. Для тех, кто уже забыл, чему их учили в школе, добавим, что катеты – это стороны прямоугольного треугольника, составляющие прямой угол, а гипотенуза – сторона, противолежащая ему.
Для иллюстрации давайте предположим, что одна сторона всем известного масонского наугольника в длину составляет шесть дюймов, а вторая – восемь дюймов. Если построить на его шестидюймовой стороне квадрат, то есть площадь составит – 6 Х 6 – 36 квадратных дюймов. Площадь квадрата, построенного на восьмидюймовой стороне, составит, таким образом, - 8 Х 8 – 64 квадратных дюйма. Сумма площадей этих квадратов составляет 100 квадратных дюймов.
В соответствие с теоремой Пифагора, площадь квадрата, построенного на гипотенузе воображаемого прямоугольного треугольника, катетами которого будут являться стороны нашего наугольника, должна составлять ровно 100 квадратных дюймов. Единственный квадрат, обладающий такой площадью, - это квадрат со стороной длиной в 10 дюймов, потому что именно 10 является квадратным корнем из 100.
Это доказуемо математическими средствами, но также это можно доказать и наглядным изображением таких квадратов. Любопытным и подозрительным нужно всего-навсего провести линию в 6 дюймов, потом – в 8 дюймов под прямым углом к первой, а затем соединить их концы третьей линией (гипотенузой) и измерить длину последней. Ручаюсь – она составит ровно 10 дюймов.
В этом и состоит знаменитая 47-я проблема Евклида. В ней – корень геометрии. Она лежит в основе любого математического доказательства, всей математики, поскольку содержит в себе всеобъемлющий принцип узнавания неизвестного на основе двух известных.
Инженер, руководящий строительством туннеля в толще горы, пользуется ей для того, чтобы две бригады, роющие этот туннель с двух сторон, встретились в центре. Геодезист, желающий узнать высоту горы, узнает ее также при помощи 47-й проблемы Евклида. Астроном, высчитывая расстояние до солнца, луны и звезд, «определяющий протяженность времен, лет и кругов», тоже зависит от 47-й проблемы Евклида. Кормчий, ведущий свой корабль по бескрайним морям, также пользуется теоремой Пифагора для того, чтобы высчитывать широту и долготу пребывания корабля в то или иное время. При помощи 47-й проблемы Евклида предсказывают затмения, вычисляют периодичность приливов и отливов, наблюдают за Землей и измеряют ее, строят дороги, забивают сваи, возводят мосты. Она указывает путь.
Трудно объяснить, почему в ней – истина; проще показать. Почему дважды два - всегда четыре, а не три и не пять? Только потому, что мы назвали производное умножения двух на два числительным «четыре». Если бы мы выразили понятие четверичности иным словом, дважды два равнялось бы ему. Но истина осталась бы неизменной, как ее ни назови.
Так же и с 47-й проблемой Евклида. Сумма квадратов катетов – то есть сторон прямоугольного треугольника, составляющих прямой угол, - всегда и при любой их длине равняется квадрату гипотенузы – то есть стороны, соединяющей их концы и противолежащая прямому углу. Один катет может быть длиной в пару дюймов, второй – в несколько миль; теорема всегда остается верной, как при наглядной демонстрации, так и в математических умозаключениях.
Мы практически не в состоянии представить себе такое место во Вселенной, где дважды два будет равняться не четырем, а, например, пяти. Также мы не можем представить себе мир – как бы далеко от нас в необъятном звездном пространстве он бы ни находился, - где не работала бы теорема Пифагора, не была бы непреложным фактом, то есть абсолютом, независимым от времени и места в мире, даже во всей Вселенной. Истина, учат нас, есть Божественный атрибут и как таковой сопутствует Богу в Его вездесущности.
В этом смысле 47-я проблема Евклида «учит масонов любить все науки и искусства». С ее помощью человек простирает свои руки во Вселенную, измеряет огромные расстояния, описывает Природу во всем ее величии и необъятности. При ее помощи он рассчитывает орбиты и расположение тех бесчисленных миров, которые окружают нас, и уменьшает хаос невежества, превращая его в закон и порядок разумного восхищения Космосом. При ее помощи человек наставляет своих собратьев-масонов в чтении великой Книги Природы при посредстве Наугольника.
При учете этого «изобретение нашего древнего друга и брата, великого Пифагора» впечатляет еще больше. Оно является одной из самых известных и почитаемых эмблем масонства, поскольку она есть символ власти, мудрости и благости Великого Архитектора Вселенной.
Тот, кто осознает истину, скрываемую 47-1 проблемой Евклида, видит и новый смысл посвящения в градус Подмастерья, еще лучше понимая, почему Наугольник наставляет нас в нравственности и является атрибутом Досточтимого Мастера.

Ветвь Акации

     Если Всевидящее Око – древнейшая, а 47-я проблема Евклида – величайшая из эмблем градуса Мастера, Ветвь Акации – главнейшая из эмблем Утешения. Даже Якорь и Ковчег как символы Надежды столько не говорят масонам, сколько говорит им вечнозеленая ветвь, «которая однажды служила знаком, отмечающим место временного упокоения блистательного усопшего».
Акация была важным символом еще задолго до появления масонства. Это ветхозаветное «дерево ситтим», «эрика» или «тамариск», под которым лежало тело погибшего Осириса, вынесенное на берег для того, чтобы воскреснуть, когда его обнаружат.
Древние евреи почитали дерево ситтим священным символом жизни. Бревна из этого дерева дают новые побеги даже через несколько лет после того, как бывают уложены в стену дома. Все знают, что это вечнозеленое дерево как будто не умирает холодной зимой, в отличие от других, менее стойких деревьев, которые зимой сбрасывают листву и впадают в долгую спячку.
Из дерева ситтим были сделаны Стол хлебов предложения, Скинию, Ковчег Завета, священную обстановку Храма; из его ветвей, по легенде, был свит терновый венец, украсивший чело Назарянина…
Но если масонство и не превратило Ветвь Акации в символ, оно восприняло ее как уже готовый символ своих Уставов и верований.
Акацией было отмечено место, где покоилось то, что когда-то было бренной плотью Сына Вдовы. Восставший из горизонтали смерти к вертикали жизни в тени Акации, как мог он не сделать это растение символом бессмертия, жизни грядущей, благословеннейшей надежды человечества?
В ритуальной молитве градуса Мастера есть такие слова: «Ибо надеемся на то, что дерево, если будет срублено, снова даст побег». А потом она повествует о человеке, который «рождается, подобно цветку, а потом его срезают» косой, которая переносит его «в землю, куда ушли до него его предки».
Где же эта земля?
Этот вопрос задавали неисчислимые миллионы людей. Масонство отвечает на него Ветвью Акации, являющейся символом славного бессмертия. Реальность этого символа доказывается каждой надеждой каждого человека, рожденного от женщины с тех самых пор, когда Землю огласил первый крик первого младенца.
Ветвь Акации обладает еще одним прекрасным смыслом, крове неизбежности духовного бессмертия. «Вера есть материя надежд и чаяний, свидетельство Невидимого». Ветвь Акации есть эмблема не только Жизни Вечной, но и Надежды.
И какая разница, что именно это за вера? Важно существование самой веры, важна определенность в Невидимом. Масон может быть и методистом, и баптистом, и спиритуалистом, и универсалистом, и тринитарием, и мусульманином, и брамином! Он может придерживаться традиционных верований в будущую жизнь, в которых улицы мощены золотом и текут реки из молока и меда; его вера может отправить его после смерти в обитель семи планет, которые он – в соответствии с канонами эзотерической буддистской веры – должен будет посетить по очереди; он может верить в очередность спиритуалистских посмертных долин или в нирвану учений Востока, - Ветвь Акации одновременно является символом бессмертия в соответствии с учением его веры, а также самой веры.
Существование бессмертия мы так же не в состоянии доказать, как и Бытие Божье. Доказательства суть продукт логических построений, а логика, в свою очередь, есть процесс, идущий от ума. Вера же есть продукт деятельности сердца. Мы не в состоянии путем умозаключений заставить себя влюбиться или разлюбить, уверовать или разувериться.
Ветвь Акации ничего не доказывает и не старается доказать. Но она является всем для того, кто обладает Верой. Посредством Ветви Акации масонство наставляет своих детей в нерушимости триединой Истины, которую оно полагает нерушимой:

·         Не существует Плана без Планирующего.
·         Утраченное будет когда-то найдено и вновь обретено.
·         Божественная Жизнь, принадлежащая нам, не может окончиться, как не может окончиться Бытие Божье.

     Слова принадлежат автору – это его формулировка, - а суть учения – масонству. Символом его служит маленький зеленый побег, который масоны в слезах бросают на тело усопшего брата в полной уверенности в том, что – как и где, мы предпочитаем не говорить, оставляя это Оку, которое все видит, и Рукам, которые все обнимают, - он снова обретет Жизнь, как и мы все.

Законы масонства

     Мастера в силу данной клятвы обязаны подчиняться масонским законам, решениям ассамблей и эдиктам Великой Ложи, членами которой являются, а также исполнять и поддерживать ландмарки и древние обычаи и традиции Братства.
Писаный закон, основывающийся  на Генеральном Регламенте и Древних Заповедях, впервые опубликованных в 1723 г., - это Конституции и внутренний регламент Великой Ложи, ее резолюции, распоряжения и эдикты, а также внутренний регламент символической Ложи. В некоторых юрисдикциях древние ландмарки записаны, в других они входят в неписаный закон.
Генеральный Регламент в том виде, в каком он приведен в «Конституциях…» Андерсона, был принят вскоре после формирований в Англии Материнской Великой Ложи. Несомненно, в них включено было масонское законодательство в той форме, в какой  оно было известно братьям четырех старинных лож, которые составили Великую Ложу, а потому они осенены славой древности.
В общем и целом, Древние Заповеди определяют отношения между отдельными братьями и между братьями и их ложами; Генеральный же Регламент определяет взаимоотношения внутри Братства в целом. Генеральный Регламент может быть изменен решением Великой Ложи, а Древние Заповеди не могут быть таким решением изменены.
Многие светские законы снабжены мерами обеспечения их соблюдения и наказания для преступивших их. В масонском законодательстве говорится о четырех типах наказания: порицании, или внушении (reprimand), отстранении от работ на определенный срок (definitesuspension), отстранении от работ на неопределенный срок (indefinitesuspension) и изгнании из Братства (expulsion). Эти наказания за серьезные преступления против масонского закона могут быть назначены после масонского судебного разбирательства и вынесения обвинительного вердикта; однако милосердие обычно играет в масонском законодательстве гораздо большую роль, нежели в светском. Случаи правонарушений, ведущих к судебному масонскому разбирательству и назначению наказания, крайне редки по сравнению с общим количеством масонов, подавляющее большинство которых так стремятся жить по законам Братства, что необходимость в принуждении к их соблюдению возникает также крайне редко.
Масонское законодательство не одинаково во всех юрисдикциях. Различные политические и экономические условия в разных странах, различные характеры разных людей, различные идеи и настроения, - все это наложило свой отпечаток на законодательства масонских юрисдикций как во многих странах за рубежом, так и в сорока девяти – в нашей стране. По большинству основных вопросов они придерживаются сходных мнений, в некоторых частностях их мнения разнятся. Большинство Великих Лож верны духу Древних Заповедей и – насколько позволяют современные условия – смыслу Генерального регламента.
Масон, желающий понять законы, которыми управляется Братство, и законодательные стандарты, по которым Великая Ложа сверяет свои законы, резолюции и эдикты, должен прочесть и Древние Заповеди, и Генеральный Регламент издания 1723 г. Последняя (тридцать девятая) из статей Генерального Регламента гласит: «Каждая Ежегодная Ассамблея Великой Ложи обладает нерушимой властью и правом вводить новые статьи в свой Регламент или изменять существующие ради блага этого Древнего Братства, при обязательном соблюдении того условия, что древние ландмарки всегда остаются неизменными».
«Древние ландмарки» – это термин, под которым мы подразумеваем, таким образом, те основополагающие законы масонства, которые не подлежат изменению ни при каких условиях. Если бы Материнская Великая Ложа дала себе труд сформулировать эти древние ландмарки, она бы уберегла многие Великие Ложи, появившиеся вслед за ней, от огромных трудностей и противоречий. Определенно, неписаный закон масонства – его бытовое гражданское право – был так хорошо известен в то время и ему так беспрекословно подчинялись, что в его письменной фиксации просто не возникало необходимости.
Обычно масоны подчиняются огромному количеству неписаных законов – нашим древним обычаям и традициям, которые не обозначены четко в письменном виде. Но вот ландмарки во многих юрисдикциях были доверены бумаге и стали частью писаного законодательства.
Ландмарки по отношению к масонскому законодательству являются тем же, чем является «Магна Карта» [6] для современного конституционного права. Как в Великой Хартии Вольностей определялись некоторые основополагающие права человека, обязательные для признания всеми правительствами всех стран, так и ландмарки представляют собой квинтэссенцию фундаментальных составляющих масонского Братства, в отсутствие которых оно было бы чем-то совершенно иным.
В изложении Макея ландмарки имеют следующий вид:

1.     Опознавательные знаки и слова.
2.     Деление символического масонства на три градуса.
3.     Легенда третьего градуса.
4.     Братством управляет председательствующий офицер, называющийся Великим Мастером и избирающийся из состава братьев.
5.     Великий Мастер обладает правом председательствовать на любом собрании Братства, где бы и когда бы оно ни проходило.
6.     Великий Мастер обладает властью даровать право открытия Ложи и проведения в ней работ.
7.     Великий Мастер обладает правом давать разрешение на посвящение какого-либо брата в какой-либо градус без соблюдения обусловленных традицией сроков.
8.     Великий Мастер обладает правом проводить посвящение в Братство без соблюдения обычной процедуры.
9.     Масоны должны собираться в Ложах.
10.  Когда братья собираются в Ложе, ими должны руководить Мастер и два Стража.
11.  Во время собрания любой Ложи она должна соответствующим образом охраняться.
12.  Каждый масон имеет право на представительство в любых общих собраниях Братства, а также соответствующим образом инструктировать своих представителей.
13.  Каждый масон имеет право апеллировать по поводу решения своих братьев к Великой Ложе или Всеобщей Ассамблее Франкмасонов.
14.  Каждый масон имеет право посещать и присутствовать на собраниях любой регулярной Ложи.
15.  Ни один посетитель, не известный присутствующим братьям, или кому-то одному из них, не имеет права входа в Ложу, пока не пройдет опрос или экзамен в соответствие с древними традициями.
16.  Никакая Ложа не имеет права вмешиваться во внутренние дела другой Ложи или же присваивать градусы братьям-членам других Лож.
17.  Каждый масон обязан повиноваться масонскому законодательству своей юрисдикции (по месту жительства) вне зависимости от того, состоит он в какой-либо Ложе, или нет.
18.  Кандидаты на посвящение в Братство должны отвечать определенным требованиям.
19.  Вера в существование Бога, называемого «Великий Архитектор (Строитель) Вселенной».
20.  Вера в Возрождение к Грядущей Жизни.
21.  Книга Священного Закона является неизменной, незаменимой и неотъемлемой частью убранства любой Ложи.
22.  Равенство масонов.
23.  Тайна организации.
24.  Основание спекулятивной (умозрительной) науки на оперативных (действенных) началах, а также символическое использование и объяснение терминов данного ремесла ради обучения религиозным и нравственным принципам.
25.  Эти ландмарки неизменны.

     А вот они же в формулировке, предложенной специально назначенным комитетом и принятой Великой Ложей Нью-Джерси в 1903 г.:

1.       Вера в Бога как Великого Архитектора и Верховного Правителя Вселенной.
2.       Принятие откровения Слова Господня как руководства и закона в делах веры и религиозной практики и его видимое присутствие в каждой ложе. 
3.       Великий Мастер избирается Братством из его состава и занимает свой пост вплоть до того, как должным образом будет инсталлирован его преемник. Он является управителем Братства и полноправным председателем на всех и каждом собрании масонов в таковом качестве.  В пределах своей юрисдикции он обладает правом собирать ложу в любое время и в любом месте и проводить в ней масонские работы;  правом создавать ложи своим распоряжением, выдавать им хартии на работы, а также временно задерживать действие хартии любой ложи. Он также обладает правом приостанавливать на ему угодный срок действие любого масонского правила, кроме ландмарок. Он также обладает правом временно приостановить действие полномочий любого должным образом инсталлированного офицера любой ложи и возобновить их действие по своей воле, при этом не будучи никому подотчетен в своих действиях в качестве Великого Мастера. Также он обладает правом делегировать любому брату свои полномочия на совершение любых административных действий, которые сам имел бы право совершить в случае своего присутствия.
4.       Масонская ложа должна иметь Мастера и двух Стражей, а во время собрания и ведения масонской работы она должна быть должным образом покрыта извне. 
5.       Масоном может сделаться и быть человек только свободнорожденный, зрелого возраста, доброго нрава и хорошей репутации, не имеющий телесной болезни или дефекта, делающих его неспособным к изучению Королевского Искусства или препятствующих его продвижению в масонских градусах, - и только в том случае, если он подал прошение о принятии в Братство сам, по своей доброй воле и без принуждения или уговоров, а также принял определенные масонские обязательства. Принят в масонскую ложу он может быть только по результатам тайного голосования братьев ложи.
6.       Масоны равны между собой; они имеют право посещать все собрания лож и встречи масонов, в том случае если их присутствие там не нарушит царящие там мир и гармонию, а также апеллировать к Генеральной Ассамблее и, в промежутке между ее собраниями, к Великой Ложе в случае неудовлетворенности любым решением своей Символической Ложи.
7.       Досточтимый Мастер ложи до своего избрания обязан отбыть положенный срок в должности Стража. Он и оба Стража избираются членами ложи, однако занимают свои посты волей и по распоряжению Великого Мастера вплоть до законной инсталляции их преемников. Они являются представителями Великого Мастера в своей ложе и поэтому не несут перед ложей ответственности за свои решения и распоряжения, вследствие чего не могут подвергаться суду братьев ложи или порицанию с их стороны на продолжение всего срока исполнения ими их обязанностей.
8.       В масонской работе каждый масон подчиняется власти масонской юрисдикции по месту жительства.
9.       Легенда Третьего градуса; опознавательные знаки; способы посвящения в градусы; обязательства, приносимые в этих градусах, - все это должно храниться в полной и неприкосновенной тайне; также тайным является голосование братьев по каждой кандидатуре на посвящение и продвижение по системе градусов.
10.    Масонство Древнего Мастерства включает в себя только градусы Ученика, Подмастерья и Мастера.

     Взяв вышеперечисленные положения Древних Заповедей за прецедент, а первый Генеральный Регламент – за органическое право, Великие Ложи составляют и принимают свои конституции и внутренние регламенты, на основе которых уже Символические Ложи на местах составляют свои внутренние регламенты, которые должны быть утверждены Великой Ложей, Великим Державным Комитетом Великой Ложи или Великим Мастером. В промежутке между ассамблеями Великой Ложи Великий Мастер также принимает решения и выпускает эдикты; зачастую некоторые из них позже включаются Великой Ложей в свод писаного законодательства данной юрисдикции. Все это вместе взятое, за исключением тех случаев, когда различные распоряжения уступают в противоречие между собой (например, многие положения ранних вариантов Генерального Регламента зачастую вступают в противоречие с более поздними законодательными актами, разработанными для их преодоления), - и составляет законодательную структуру масонства.
Несомненно, эта система гораздо мягче, чем подобная ей система, созданная для управления народами. Если бы масоны судили исключительно в соответствие с буквой своего закона – как это обязательно бывает в случае с гражданским законом, - Братство все равно управлялось бы так же мягко и ненавязчиво. Но, откровенно говоря, Братство имеет достаточно четкую организацию. Его древние традиции и обычаи так быстро проникают в души и сердца новых братьев, что в них рождается жестокое сопротивление каким бы то ни было изменениям в древнем порядке, если только необходимость в этих изменениях не совершенно очевидна. Масоны скорее предпочтут прошептать добрый совет на ухо заблуждающемуся брату, чем подвергнуть его масонскому судебному разбирательству.

Власть голоса

     Мастер обладает правами, обязанностями и привилегиями, неизвестными Ученикам и Подмастерьям. Он является составной частью ложи; он облечен всеми атрибутами власти масона Древнего Мастерства. Его голос обладает той же силой, что и голоса более старших братьев; его черный куб в такой же степени может способствовать отказу петиционеру в посвящении, в какой это может сделать черный куб Великого Мастера.
Каждый Мастер обладает неоспоримым правом проголосовать черным кубом против любого петиционера [7]. Проголосовать так даже является его долгом, если ему известно о петиционере нечто, что может помешать тому стать добрым масоном и полезным приобретением для ложи. Также это может являться его долгом, даже если ему не известно ничего подобного, но он знает о том, что кто-либо из братьев-Мастеров ложи не может пребывать с этим петиционером в мире и гармонии. Однако об этой гармонии и об этом мире судить следует непредвзято и снисходительно. [8]
Отрицательный результат голосования не только означает, что кандидат не будет посвящен в тот или иной градус. Также он подчиняет петиционера власти ложи, помещая в ее юрисдикцию. С этих пор петиционер не имеет права подавать в другие ложи прошение о посвящении в тот градус, в посвящении в который ему было отказано данной ложей, не взяв в ней открепительного документа [9], и даже в эту же ложу до истечения определенного временного периода, обычно полугода. Тогда его петиция снова принимается на рассмотрение, по ней проходит голосование, перед которым братьям ложи сообщают о предыдущем прошении петиционера и результатах голосования по нему.
Отрицательный результат голосования не только означает, что кандидат не будет посвящен в тот или иной градус, но также и лишает петиционера определенных преимуществ, и он ничего не может с этим поделать.
Брат, участвующий в тайном голосовании, обладает огромной властью. Как и любую власть, ее можно использовать и во благо, и во зло. И это благо или зло она может принести в равной степени и тому, над кем она осуществляется, и тому,  кто ее осуществляет. В отличие от многих других видов власти, доступных человеку, эта власть неподконтрольна никому в обычном человеческом понимании. Никакой король, князь, вельможа, никакой закон, обычай или правило, никто из масонских братьев или офицеров не может вмешаться в осуществление этой власти.
Ведь никто не знает и не узнает, кто именно положил черный куб. Никто не знает и не узнает, почему. Это будут знать только сам положивший и его Бог. Само отсутствие ответственности перед кем-либо из людей или каким-либо властным институтом есть главнейшая причина необходимости распоряжаться этой властью разумно и только после тщательного внутреннего расследования всех личных причин голосования «за» или «против». Только это – по-масонски. Черный куб – величайшая защита Братства: он позволяет братьям, не желающим раскрывать то, что известно только им, одновременно использовать это знание на благо Братства. Он дарует всем братьям право решать, кому следует быть членом нашего Ордена, нашей ложи, нашей братской семьи, а кому – нет. Но в то же время он является испытанием масонского сердца и личной честности каждого из присутствующих братьев. Черный куб – величайший экзамен на знание масонского учения об одной из кардинальных добродетелей – справедливости, которая «позволяет нам воздавать каждому должное, не взирая на лица». Масонство учит, что справедливость «должна неизменно практиковаться каждым масоном и никогда не отклоняться от своих высочайших принципов».
Справедливость и ответственность перед ложей требует от нас голосовать против только такого петиционера, которого мы искренне и аргументированно считаем неподходящим для ложи. Справедливость и ответственность перед самими собой требует голосовать против петиционера, который, как мы искренне и аргументированно считаем, разрушит царящие в ложе мир и гармонию. Справедливость и ответственность перед петиционером требует не голосоваь черным кубом по мелким или недостойным поводам. Справедливость и ответственность перед самой справедливостью требует сперва тщательно обдумать, как мы будем голосовать,  очень медленно, а только потом действовать, и действовать очень осторожно. Никто не узнает, как мы поступили; этого не увидит ничей глаз, кроме Всевидящего Ока, которое видит и в самых потаенных глубинах наших сердец.
Мудро использованный черный куб остается в урне для голосования; черный куб, использованный недостойным образом, попадает прямо в сердце, и сердце чернеет само.

Рекомендации

    Одной из привилегий Мастера – и его обязанностью – является право рекомендовать или не рекомендовать брата.
Рекомендовать брата кому-либо, с кем он знакомится в присутствии рекомендующего, в масонском смысле слова, значит сказать: «Я знаю этого брата. Он масон и Мастер».
Этим рекомендующий свидетельствует или о том, что он сидел с этим человеком на должным образом открытом собрании ложи, или что он заранее подверг рекомендуемого должному строгому испытанию и остался удовлетворен его результатами.
В большинстве юрисдикций ни один Мастер не имеет права никого подвергать испытанию для того, чтобы выявить подлинность принадлежности к Братству в степени Мастера, не имея на то распоряжения Досточтимого Мастера своей ложи или Великого Мастера. Именно Досточтимый Мастер, и только он, несет ответственность за чистоту рядов своей ложи, а поэтому именно его решение определяет, кто может экзаменовать претендента на вход в ложу, а кто – нет.
Количество людей, которые никогда в жизни не посвящались ни в какие градусы Братства, но, тем не менее, стремятся проникнуть в масонскую ложу, достаточно невелико. Однако такие люди всегда были, есть и будут; это люди без чести и совести, наушники (eavesdroppers), стремящиеся узнать то, что не предназначено для их ушей.
Гораздо опаснее наушников самозванцы (cowans). В наши дни этим словом называют человека, который законным образом был возвышен, а затем отчислен из Братства за неуплату взносов или временно или навечно был изгнан из него после соответствующего судебного масонского разбирательства; это также может быть Ученик или Подмастерье, продвижение которого по градусам было приостановлено по той или иной причине.
Если у такого человека появляется желание проникнуть в ложу Мастеров – и такие случаи известны, - он вполне может изготовить карточку об уплате взносов, «удостоверяющую» его личность. Или же он может найти чужую карточку и назваться значащимся на ней именем. Некоторые братья настолько неосмотрительны, что хранят все карточки об уплате взносов за все годы – коллекцию из них собирают! Если они потеряют эту коллекцию, то таким образом могут, совершенно не подозревая об этом, дать возможность входа в ложу целой толпе самозванцев, потому что подправить дату на такой карточке – проще простого. Существует отличное масонское правило – уничтожать карточку об уплате взносов за прошлый год сразу по получении новой, за текущий год. Об утрате карточки за текущий год следует немедленно сообщить Великому Секретарю, а также Досточтимому Мастеру ложи. Также сразу по получении карточку следует подписывать.
Рекомендация считается недействительной, если исходит от Ученика или Подмастерья. Брат первого или второго градуса посвящения может быть совершенно уверен в том, что все братья ложи, в которой он был посвящен в свою степень, являются Мастерами, однако не будучи сам Мастером, он не вправе свидетельствовать об их степени перед Мастерами. Также он не имеет права свидетельствовать перед Привратником об Учениках или Подмастерьях, которые, как он помнит, сидели с ним в ложе, должным образом открытой в соответствующих градусах. Право рекомендации принадлежит только и исключительно Мастерам; им не обладает никто из братьев первого или второго градусов.
Рекомендация брату – святой долг. Брат, кого-либо рекомендующий ложе, кладет на чашу весов свою собственную масонскую репутацию, в то время как на вторую чашу кладет свою репутацию тот брат, кого он рекомендует. Здесь нет места никаким сомнениям. Масон не должен рекомендовать ложе даже родного брата, даже если он сам уверен в том, что тот – масон, если только он не располагает заслуживающей доверия масонской информацией на его счет.
Никто не должен чувствовать себя оскорбленным, если масон отказывается рекомендовать его.  Некто А может помнить, что сидел в ложе рядом с неким Б, но Б может забыть, что они сидели вместе в ложе. Если в таком случае Б отказывается рекомендовать А, А должен только радоваться тому, что Б настолько предан Братству, а не обижаться на Б, потому что он ему «не   доверяет».
Интересы ложи превыше интересов брата. Святость покрытого Храма важнее чувств каждого отдельного человека. Масонская честь брата-рекомендатора должна значить для него неизмеримо больше, чем его личные ощущения.
Короче говоря: не имея точной масонской информации, - никого не рекомендуй!    

Характер Мастера

     Нравственные стороны характера Мастера предвосхищаются посвящением еще в степень Ученика. Живущий по законам братской любви, милосердия, истины, терпимости, отваги, верности и справедливости, - нравствен в лучшем смысле этого довольно затертого постоянным употреблением слова.
У истинного Мастера есть общественный, а не только масонский нравственный образ; чтобы стать масоном, он, в первую очередь, должен стать Гражданином. Вся его репутация как Мастера и как масона, все учения о верности и сопричастности, все величественные примеры твердости духа и смелости в часы испытаний и опасностей – даже в Долине Теней, - которые занимают ум и душу Мастера, направлены на то, чтобы поддерживать в нем сознание, достоинство и дух Гражданина.
В масонской ложе никогда не обсуждают политику. Этот закон, который все отлично знают и неукоснительно соблюдают, хотя он практически никогда и нигде не записывается, ни в конституциях большинства Великих Лож, ни во внутренних регламентах Символических Лож, дошел до наших дней со времен появления Древних Заповедей. В ложе мы собираемся на уровне и на стороне Наугольника. Мы не республиканцы, не демократы, не социалисты, не прогрессисты, - мы масоны. Никакая ложа не имеет права предпринимать политические шаги; поступив так, она немедленно вызовет на себя гнев и ответные меры со стороны Великого Мастера и Великой Ложи.
Однако этот запрет не означает для масонов запрет на изучение политической экономии; собравшиеся в ложе масоны даже могут выслушивать доклады о науке управления, которые, конечно, носят политический характер, если использовать это слово в его широком смысле.
От каждого доброго гражданина ожидают, что он будет подчиняться законам, поддерживать Конституцию и законно избранное правительство, участвовать в выборах, брать в руки оружие, когда страна призовет его под свои знамена, честно платить налоги, в разумных пределах интересоваться деятельностью правительства, делами своей партии и политической экономией, поддерживать государственную систему образования, почитать государственный флаг, поддерживать мир и порядок в стране, служить народу, стране и своему городу в случае своего избрания на руководящий пост, - короче говоря, жить так, чтобы от такой жизни становилось лучше жить и окружающим.
Когда гражданин становится масоном, он прибавляет к этим обязательствам свое клятвенное обещание, поручительство своей честью, принесенное с открытым перед Богом сердцем, что он будет поступать определенным образом, равно как и не поступать иначе. Все эти обязательства приносятся им не просто как человеком, но и как гражданином.
Вновь возвышенный Мастер берет на себя обязательство «поддерживать достоинство своего положения всеми известными средствами». Мастер должен быть  лучшим гражданином, чем не-масон, потому что он постиг Учение масонства и поклялся на его алтаре своей честью.

Заработная плата Мастера

     В светском обществе работодатель обычно определяет заработную плату, за которую должен трудиться его работник. Работодатель обычно руководствуется частично законом спроса и предложения, частично соображениями собственных скупости и великодушия. Заработок, который он выплачивает, отчасти может быть зафиксирован на определенном уровне стараниями профсоюза, и только изредка он выплачивает работнику все, на что тот претендует. Чаще всего он платит как можно меньше за как можно больший объем работы.
В масонском мире все по-другому. Зарплата Мастера такова, какой он пожелает ее видеть! Он может потребовать любой платы и получить ее, если он готов трудиться за нее! Никакой профсоюз не устанавливает ему «потолка»; здесь не действует закон спроса и предложения; не действуют и соображения скупости и великодушия. Ему приходится отвечать на один только вопрос: «Готов ли ты действительно заработать то, о чем просишь?»
Заработная плата Мастера выдается монетой сердечной, а не литой. Зарабатывается она умственным трудом Мастера, а не ручным. В дни оперативного каменщичества каждый масон получал столько денег, сколь обработал камней. В наши дни спекулятивного масонства каждый Мастер укладывает в стену своего духовного Храма столько Совершенных Камней, сколько оказывается в состоянии, получая за этот труд неисчислимые монеты счастья, удовлетворенности, знания, понимания и духовного подъема.
В дни оперативного каменщичества власть Мастера определялась его силой и профессиональными навыками. В наши дни спекулятивного масонства власть Мастера определяется только и исключительно его умом и стремлением к обретению новых знаний. Он вполне может прочесть эти мои маленькие брошюры [10], получить таким образом свою скромную плату, и на этом успокоиться. Или же он может рассматривать их под тем углом зрения, под которым они были написаны – лишь как введение, открытые двери, знак, указывающий верный путь, - а затем читать  дальше, размышлять, изучать, пока не заработает не эту жалкую горстку, а огромную кучу монет, – если считать мысль за монетку, за благословение, делающее жизнь легче и приятнее. 
Археолог разрывает руины  древнего города для того, чтобы обнаружить под ними еще более древние строения. Но стоит воткнуть лопату еще чуть глубже, как под этими руинами окажутся еще более древние, другие, уже дважды забытые человечеством. Город, похороненный под городом, терпеливо разрываемый рабочими орудиями исследователя, напоминающими символы масонства.
Проникни сквозь внешнюю оболочку и обнаружь потаенный смысл; проникни сквозь этот смысл и под ним обнаружь новый, еще более потаенный, а под ним, если проникнешь достаточно глубоко, ты обнаружишь и третий, и четвертый, - и кто знает, сколько еще смыслов!
Мастер строит. Но перед началом строительства он роет котлован для фундамента. Так пусть же ищущий всего того, что масонство в состоянии дать ему, глубоко разроет его символизм, его историю, философию, право и духовный смысл Древнего Мастерства.
Так и только так станет он истинным франкмасоном – вольным посещать иные земли и получать заработную плату Мастера.
Да будет так!

Франкмасонство проникает в Новый Свет

     Наша брошюра не позволяет нам углубляться в историю распространения франкмасонства за рубежом. Заинтересовавшиеся этим вопросом исследователи вполне могут сами прочитать об этом во множестве отлично написанных историй Братства. Здесь же мы ограничимся крайне непритязательным обзором истории распространения масонства в Америке: истоки этой истории, правда, покрыты мраком и скрыты в легендах, традициях, и изучение их осложнено отсутствием письменных свидетельств.
Официально считается, что первым истинно американским масоном, то есть человеком, посвященным в Братство и родившимся на американской земле, был Джонатан Белчер, посвященный в Братство в Англии в 1704 г.
В июне 1730 г. Герцог Норфолкский, Великий Мастер Материнской Великой Ложи, назначил Даниэля Кокса из Нью-Джерси первым Провинциальным Великим Мастером Америки.
Джонсон [11] пишет: «Ничто, однако, не свидетельствует о том, что он исполнял свои обязанности».    
Макгрегор [12] пишет:  «К счастью, мне удалось найти письмо, написанное Даниэлем Коксом Джеймсу Александеру и датированное 31 июля 1730 г. в Трентоне, Нью-Джерси, что определенно доказывает его присутствие там в то время».
Сохранились свидетельства о том, что 13 апреля 1733 г. была отправлена делегация к Генри Прайсу как «Провинциальному Великому Мастеру новой Англии, Доминионов и всех прилегающих территорий».
Если Кокс никогда не пользовался своими полномочиями на вверенной ему территории, то Генри Прайс, как считают многие историки, и был настоящим «отцом» американского франкмасонства.
Если же Кокс пользовался своими полномочиями на вверенной ему территории, то этой чести заслуживает он.
И Джонсон, и Макгрегор – видные историки и отличные исследователи. Братья в Нью-Джерси и Пенсильвании практически повсеместно согласны с Макгрегором; братья в Новой Англии и Массачусетсе – с Джонсоном. Я посредством данной брошюры никоим образом не собираюсь вступать в братский и дружеский спор между этими двумя Великими юрисдикциями. Наверное, нам всем следует подождать нового света, который будет пролит на этот вопрос будущими историческими исследованиями.
В конце концов, для большинства из нас все это мало что значит! Франкмасонство пришло в Колонии в первой трети XVIII века, распространилось и возросло, заняло свое место в сердцах колонистов и сыграло свою огромную, пусть и негромкую, роль в тех потрясающих событиях, которые навеки отрезали тринадцать колоний от родины и способствовали созданию Соединенных Штатов.
«Временные (occasional) ложи», не имевшие ни хартий, ни патентов, собирались в Колониях задолго до первой известной регулярной и должным образом учрежденной ложи, известной под отличительным титулом «Первой Бостонской Ложи», то есть до 30 июля 1733 г.
Джонсон утверждает:

     «Регулярные полномочия на учреждение и освящение должным образом масонских лож в Америке  были дарованы Новой Англии в 1733 г.; всей Северной Америке – в 1734 г.; Южной Америке – в 1735 г.; Южной Каролине, Джорджии и Нью-Гэмпширу – в 1735 или 1736 гг.; Вест-Индии и Нью-Йорку – в 1737 г.; Антигуа и Новой Скотии – в 1737 или 1738 гг.; Ямайке и Сен-Кристоферу – в 1739 г.; Барбадосу – в 1739 или 1740 гг.; Ньюфаундленду – в 1746 г.; Санто-Доминго – в 1748 г. и Род Айленду – в 1749 г.
К концу первой половины века не менее сорока лож были учреждены Провинциальной Великой Ложей в Бостоне. Другие получили свои хартии напрямую из Лондона».

     Ньютон же (современный исследователь) утверждает:

     «В вопросе первенства же преимущество в ряду регулярно учрежденных лож Америки имеют: Ложа Бостона (1733 г.), вторая Ложа Монтсеррат (1734 г.), Ложа Филадельфии (1734-1735 гг.); Ложа Саванны, Джорджия, и Ложа Чарльстона, Южная Каролина (1735 г.); Ложа Потсмута, Нью-Гэмпшир (1736 г.) и т.д.. по мере удлинения списка. Самые первые американские внутренние регламенты Символической Ложи были приняты в 1736 г., когда впервые в них заходит речь о градусе Подмастерья. И лишь спустя три года мы находим в них такое дополнение (Портсмут, Нью-Гэмпшир): «Капитан Эндрю Томс был посвящен в масоны и возвышен в Подмастерья». А в протоколах Ложи Таверны Тана в Филадельфии в 1749 г. слова «посвящен», «проведен» и «возвышен» используются уже точно так же, как мы их используем сейчас. (Информация предоставлена Бр.: Джорджем Хелмером)

 

Перевод с английского Е. Кузьмишина, 2000.


[5] Гекатомба – ритуальное принесение в жертву  скота, обычно 100 голов, чаще быков. – Прим. перев.

[6] «Магна Карта» (Magna Carta) – Великая Хартия Вольностей, законодательный акт о представительном правлении, ограничивающая права монарха, принятая в Англии в 1215 г. в правление Иоанне Безземельного. – Прим. перев.

[7] При тайном голосовании по кандидатуре петиционера наличие одного черного куба приводит к отклонению предложения о его посвящении. Черный куб используется во многих юрисдикциях США вместо черного шара для того, чтобы в тайном голосовании могли принимать осознанное участие также и братья с дефектами зрения. – Прим. перев.

[8] В большинстве юрисдикций появление в урне для голосования черного куба означает немедленное повторное голосование, имеющее своей целью избежать возможной ошибки. Если черный куб появляется в урне и во второй раз, объявляется об отрицательном результате голосования.

[9] Выдается только по результатам голосования ложи.

[10] «Книга Мастера» является продолжением трудов К. Клауди «Книга Ученика» и «Книга Подмастерья» из серии «Введение во Франкмасонство». – Прим. перев.

[11] Мелвин М. Джонсон, Прошлый Великий Мастер Массачусетса. Его полные и подробные «Истоки франкмасонства в Америке» в наиболее полном и совершенном виде отражают историю вопроса.

[12] Дэвид Макгрегор, Великий Архивист Великой Ложи Нью-Джерси, был величайшим ученым и исследователем истории франкмасонства не только в Нью-Джерси и Пенсильвании, но также и в колониальные времена.

<< 1 2

 

 

 
© 2008 "Мир чёрной магии" все права защищены
При использовании материалов сайта, активная ссылка на сайт обязательна!
                   
 
Rambler's Top100